31 июля 1481 0

Курорт неприкаянных проектов

Как власти Ставрополя тормозят федеральную программу развития Кисловодска
Заседание рабочей группы по вопросам комплексного развития города-курорта Кисловодска. Фото: council.gov.ru
Заседание рабочей группы по вопросам комплексного развития города-курорта Кисловодска. Фото: council.gov.ru

usahlkaro Шамиль Алиев журналист

Первое же заседание рабочей группы Совета Федерации по вопросам развития Кисловодска выявило малоприглядную картину: усилия федерального центра по превращению Кисловодска в курорт мирового уровня тормозятся на уровне чиновников на местах.

Ситуация вдвойне тревожная, поскольку совсем недавно Ставропольский край по схожим причинам потерял проект медицинского кластера на Кавминводах, который переместился в соседнюю Карачаево-Черкесию.

Кисловодск от Ставрополья, конечно, никуда не уйдет, но в условиях острой нехватки средств ресурсы федерального бюджета могут достаться другим, более проработанным проектам в регионах.

Полгода топтания на месте

Недавнее заседание Совета Федерации с участием министра по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова привлекло большое внимание СМИ благодаря серии острых высказываний спикера Совфеда Валентины Матвиенко. Ее критические оценки эффективности работы двух компаний, подконтрольных Минкавказа – АО «Курорты Северного Кавказа» и АО «Кавминкурорресурсы» – быстро разошлись по новостным лентам, хотя повестка заседания, конечно же, не ограничивалась только этими вопросами.

Практически одновременно в Совете Федерации под председательством вице-спикера Николая Федорова состоялась первая официальная встреча рабочей группы по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти Ставропольского края по вопросам комплексного развития Кисловодска. Необходимость создания этой группы была продиктована проблемами, которые возникли на первом же этапе реализации распоряжения правительства РФ о комплексном развитии города-курорта до 2030 года, принятого в конце прошлого года по инициативе Совфеда.

План мероприятий включает три раздела: уже реализуемые мероприятия в период 2017-2020 годов; планируемые к реализации в этот период мероприятия с уже определенным источником финансирования и перспективные мероприятия, планируемые к реализации в 2018-2030 годах.

По первым двум разделам, сообщил на заседании рабочей группы заместитель министра по делам Северного Кавказа Олег Хацаев, мероприятия реализуются в соответствии с установленными сроками, на финансирование мероприятий из перечня 2017-2020 годов предусмотрено 982 млн рублей из бюджетов всех уровней.

Олег Хацаев. Фото: council.gov.ru

Однако по третьему разделу, включающему наиболее значимые и дорогостоящие проекты развития Кисловодска, уже обозначилась серьезная проблема – отсутствие необходимой проектно-сметной документации (ПСД) для объектов в ведении края и города. Как оказалось, власти Ставропольского края, которые и должны были взять на себя основную инициативу по ее разработке, фактически потратили полгода с момента принятия распоряжения правительства на переписку с различными федеральными ведомствами.

«По предварительным подсчетам, на разработку ПСД необходимо 2 млрд рублей из бюджета Ставропольского края. Это, конечно, для нас неподъемная сумма», – посетовал замминистра культуры Ставрополья Александр Трухачев.

Александр Трухачев и Александр Курбатов. Фото: council.gov.ru

Поэтому ставропольские чиновники решили попробовать получить финансирование из федерального бюджета, исходя из допущения, что по законодательству поддержка и развитие курортов федерального значения являются расходными обязательствами Российской Федерации. В различные федеральные министерства и ведомства было направлено порядка 120 писем, но почти все они дали отрицательный ответ. Тем временем на подходе уже формирование бюджета на 2018 год, когда, собственно, и должна начаться реализация третьей части мероприятий по развитию Кисловодска.

«Вы же государственник!»

Подход краевых чиновников к решению вопроса о финансированию ПСД вызвал откровенное недоумение представителей федеральной власти. Николай Федоров, например, назвал эту бесконечную переписку «имитацией бурной деятельности, непрофессиональным, неответственным подходом», тут же вспомнив 16 лет своей работы во главе Чувашии. 

Заседание рабочей группы по вопросам комплексного развития города-курорта Кисловодска. Фото: council.gov.ru

«У нас было всякое – по 20 тысяч человек на площади выходили, когда закрывались заводы, но никогда бы я не додумался обращаться за софинансированием разработки ПСД в федеральное правительство, всегда мы ПСД разрабатывали сами. При всем дефиците и нехватке ресурсов, если программа по Кисловодску разработана до 2030 года, то, по моему консервативному и достаточно ответственному, как мне кажется, мнению, разработку ПСД по региональным и муниципальным объектам надо брать на себя», – сказал Федоров.

Разработка ПСД по общим правилам – это компетенция субъекта

Эту позицию поддержал и Олег Хацаев от лица Минкавказа, куда также поступали письма с предложением поучаствовать в финансировании ПСД. Он напомнил ставропольским коллегам, что сама Матвиенко неоднократно призывала их прекратить заниматься перепиской и перейти к конкретным действиям. «Просил бы быть очень аккуратным в оценке деятельности федеральной власти. Вы же государственник! Вы должны понимать элементарные вещи», – обратился он к Александру Трухачеву.

«Разработка ПСД по общим правилам – это компетенция субъекта, и только в порядке исключения, когда аргументируется, что надо проекты поддержать, допускается участие федерального бюджета, причем это всегда софинансирование», – резюмировал Николай Федоров, добавив, что объем софинансирования может доходить и до 99%, но первый шаг в работе над документацией должен сделать именно регион.

«Мы можем долго жаловаться друг на друга, но лучше запланировать бюджет на пять лет так, чтобы изыскать эти деньги в бюджете края за счет долговых ресурсов, частно-государственного партнерства и т.д, чтобы с готовой ПСД требовать софинансирование из федерального бюджета», – порекомендовал вице-спикер Совета Федерации ставропольским чиновникам.

Николай Федоров. Фото: council.gov.ru

Еще более прямо высказался присутствовавший на заседании рабочей группы представитель Минфина РФ Вадим Васильев: «Нужно прекратить просить Минздрав, Минобр и другие министерства выделить средства на ПСД приоретизировать объекты и начать разработку».

В самом Кисловодске тем временем решили действовать «по ситуации». «Наше мнение сводится к тому, что нужно сконцентрироваться на выполнении задач, где есть проектно-сметная документация, где есть федеральное присутствие и нет проблем с софинансированием», – заявил в Совете Федерации глава города Александр Курбатов.

Пишите письма

Вся эта история живо напомнила недавний конфуз ставропольских властей с медкластером на Кавминводах – проектом, который, казалось, край давно «застолбил» за собой по праву «старшего брата» среди регионов СКФО. Однако с недавних пор «хозяином» кластера стала Карачаево-Черкесия, и причиной этого, опять же, оказалась нерадивость чиновников.

Заседание рабочей группы по вопросам комплексного развития города-курорта Кисловодска. Фото: council.gov.ru

Еще в августе прошлого года ставропольский губернатор Владимир Владимиров обратил внимание вице-премьера краевого правительства Ирине Кувалдиной на ряд пробелов в документации кластера. В частности, отсутствовал документ, свидетельствующий о проведении историко-культурной и природоохранной экспертизы на участке, который предлагался для размещения объектов кластера.

Однако на заседаниях межведомственной рабочей группы по проекту кластера представители Ставропольского края не представили свои замечания по поводу упомянутой экспертизы, а также прочие замечания и предложения, в том числе по месторасположению земельного участка. Тем не менее, в конце марта губернатор Владимиров направил в Минкавказа РФ письмо с предложениями по 16 земельным участкам в Минераловодском районе для размещения объектов медицинского кластера. Но Минкавказа совместно с Корпорацией развития Северного Кавказа, рассмотрев предложенные ставропольским правительством участки, в том числе с выездом на них, пришли к выводу, что их характеристики не соответствуют концепции кластера.

Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров. Фото: stv24.tv

Кроме того, в марте Владимир Владимиров направил письмо на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. В нем было сказано, что вопрос практической реализации проекта до настоящего времени не урегулирован, поскольку концепция медкластера и предполагаемое место его расположения не согласованы с правительством Ставропольского края с точки зрения комплексных подходов к развитию региона КМВ в целом.

После этого Владимиров обратился с еще одним письмом в федеральное правительство – теперь уже на имя Одеса Байсултанова, попросив его «во избежание недоразумений» дать поручение о необходимости обязательного согласования концепции медкластера с правительством Ставропольского края.

Однако это означало бы, что проект может увязнуть в очередных согласованиях при непонятных перспективах с землей, учитывая, что предложенные участки оказались неподходящими для кластера. Поэтому уже 18 апреля на заседании межведомственной рабочей группы по созданию кластера 17 ее членов против двух проголосовали за размещения объектов кластера в Малокарачаевском районе КЧР.

Одновременно почти все участки, предложенные правительством Ставрополья, получили подавляющее большинство голосов «против». Единственным исключением стал участок в восточной части Ессентуков, по которому голоса разделились почти пополам, но здесь все уперлось в нежелание его собственника передать землю под цели строительства кластера.

Есть опасность потерять минеральные питьевые источники,- Валентина Матвиенко

На вынос и распивочно

Сюжеты с медкластером и программой развития Кисловодска наглядно демонстрируют весьма специфический подход ставропольских чиновников к взаимодействию с федеральными ведомствами – бесконечная переписка с затягиванием принципиальных решений. Не лучшим образом характеризует ставропольские власти и ситуация вокруг предприятия «Кавминкурортресурсы», которое еще в 2014 году перешло под контроль Корпорации развития Северного Кавказа.

Одна из главных задач, которая при этом ставилась, – пресечь поток контрафакта, разливаемого под марками знаменитых минеральных вод. Первые решительные шаги в этом направлении были предприняты еще осенью прошлого года, когда  АО «Кавминкурортресурсы» направило в Роспатент запрос об отзыве тринадцати свидетельств на розлив воды «Ессентуки-4» и «Ессентуки-17» у восьми предприятий Кавминвод. Это решение было принято из-за появления в розничной продаже некачественной и контрафактной продукции.

Попытка навести порядок в сфере розлива минеральных вод незамедлительно вызвала недовольство у определенных кругов, которые, видимо, смогли достучаться до самого верха.

«Есть такая структура «Кавминкурортресурс», который отвечает за развитие минеральных источников воды. Есть сведения, что инвестиции не вкладываются. Есть опасность потерять минеральные питьевые источники. Более того, пошли разговоры о возможности приватизации этой структуры», – заявила в ходе недавнего заседания Совета Федерации Валентина Матвиенко, обратившись к главе Минкавказа.

Лев Кузнецов не стал скрывать, что ситуация с контрафактом по-прежнему сложная, прежде всего по марке «Ессентуки»: воды под этим брендом продается гораздо больше, чем разливается. Поэтому сейчас рассматривается возможность объединения Ессентукского и Нагутского месторождений при жестком контроле за тем, что попадает на прилавки.


Лев Кузнецов. Фото: pnp.ru

Но при этом Лев Кузнецов обратил внимание, что попытки дискредитировать «Кавминкурортресурсы» предпринимаются зачастую «одним субъектом РФ, который мечтает получить его в собственность». Не осталась без резкой критики министра и деятельность властей этого субъекта по управлению Эшкаконским гидроузлом в Малокарачаевском районе Карачаево-Черкесии, который находится в ведении Ставропольского края и, по оценке Льва Кузнецова, доведен сегодня до «катастрофической ситуации».

0 Распечатать

Наверх