20 апреля
15 ноября 2014 7653 0

Маэстро политического капитализма

Серию материалов о богатейших людях Кавказа продолжает история основателя группы «Сумма» Зиявудина Магомедова
Фото: itar-tass.com
Фото: itar-tass.com

usahlkaro Филипп Громыко журналист

Этот дагестанский бизнесмен всего за несколько лет смог выстроить многопрофильный холдинг, работающий преимущественно в инфраструктурных отраслях. Сегодня «Сумма» - это один из крупнейших российских игроков в таких сферах, как дорожное строительство, железнодорожные и морские грузоперевозки, инжиниринговые услуги, экспорт зерна, телекоммуникации, добыча полезных ископаемых и др.

Секрет быстрого роста бизнеса Зиявудина Магомедова во многом объясняется его умением выстраивать продуктивные отношения с государством. Трубопроводная система ВСТО, Олимпиада в Сочи, саммит АТЭС во Владивостоке, Универсиада-2013 в Казани, развитие Новороссийского порта, активизация дорожного строительства – во всех этих масштабных проектах, инициированных государством, «Сумма» принимала непосредственное участие.

В то же время Зиявудина Магомедова сложно назвать политическим капиталистом чистой воды – для сравнения можно вспомнить незавидную судьбу его двоюродного брата Ахмеда Билалова, который в одночасье лишился всех государственных постов и мало чем проявил себя как собственно бизнесмен.

Укрепление позиций «Суммы» объясняется не только налаженными связями с государством и госкомпаниями: не менее важным источником успеха для холдинга Зиявудина Магомедова является использование современных технологий и высокий уровень менеджмента. «Я хочу построить одну из ведущих частных инвестиционных компаний мирового уровня», – так формулирует свою стратегическую цель основатель «Суммы».

Сюжеты медведевской эпохи

Взлет Зиявудина Магомедова к вершинам российского капитализма произошел в годы президентства Дмитрия Медведева (2008-2012). Вот лишь некоторые события тех времен, в которых фигурировало имя восходящей звезды российского бизнеса.

В 2009-2011 годах входящая в структуру «Суммы» строительная компания «Интэкс» осуществляет реконструкцию Большого театра. Проект стоимостью более 35 млрд рублей вызвал немало резкой критики. «Все, что сделали с Большим театром, – это вандализм», – заявил, например, народный артист России Николай Цискаридзе.


 Реконструкция зрительного зала Большого театра. Фото: rian.ru

Однако у российских властей на этот счет было другое мнение. За вклад в реставрацию Большого Зиявудин Магомедов в 2011 году был награжден почетной грамотой президента России, а «Интэкс» реализовал еще один проект государственной важности – проектирование и строительно-монтажные работы на стадионе в Казани, главном объекте Всемирной летней Универсиады 2013 года.

В конце 2010 года компания «Сумма Капитал» становится совладелицей контрольного пакета акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП) – крупнейшего в России – на паритетных началах с государственной АК «Транснефть». В структуру Группы НМТП входит также нефтеэкспортный Приморский торговый порт, построенный в Ленинградской области на землях, которые в свое время были выкуплены Зиявудином Магомедовым у Марийского машиностроительного завода.

Еще одно предприятие в структуре группы – Балтийский контейнерный терминал – расположено в Калининградской области. В 2012 году НМТП принимает амбициозную стратегию развития, где ставит перед собой цель «стать лучшим оператором портовых активов в России, в том числе в области экономической и технологической эффективности».

В конце 2011 года «Сумма» побеждает в конкурсе на строительство нефтяного терминала в голландском Роттердаме. Проект стоимостью 1 млрд долларов предполагал, что к 2015 году в крупнейшем порту Европы появится новый терминал для транспортировки нефти из порта Приморск, входящего в группу НМТП. Однако продвижение проекта столкнулось с рядом трудностей политического характера, хотя «Сумма» от него не отказывается.

Одна из компаний «Суммы» реконструировала Большой театр. Проект вызвал множество нареканий, но власти остались довольны

В мае 2012 года группа «Сумма» становится стратегическим инвестором ОАО «Объединенная зерновая компания», купив в ней 50% минус одна акция за 5,951 млрд рублей. ОЗК входит в пятерку крупнейших российских экспортеров зерна. Кроме того, «Сумму» называли и претендентом на покупку столичного аэропорта «Домодедово», но эти предположения не подтвердились.

О быстром росте влиятельности Зиявудина Магомедова свидетельствовала и его общественно-политическая активность. В ноябре 2011 года он стал главой делового консультационного совета форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), в апреле 2012 года вошел в состав попечительского совета «Сколково», а в июне 2012 года — в Совет по модернизации экономики и инновационному развитию России при президенте России.

Можно, наконец, вспомнить, что в конце 2009 года брат Зиявудина Магомедова Магомед, бывший сенатор от Смоленской области, претендовал на пост президента Дагестана, но уступил в аппаратной борьбе Магомедсаламу Магомедову, которого поддерживал другой дагестанский миллиардер – Сулейман Керимов.

Многие комментаторы были склонны объяснять все эти успехи давними дружескими связями основателя «Суммы» с Аркадием Дворковичем, который в годы президентства Дмитрия Медведева был его помощником по экономическим вопросам, а сейчас занимает пост вице-премьера правительства РФ. Однако и Магомедов, и Дворкович старательно отводят подозрения в политической подоплеке быстрого восхождения «Суммы» на олимп российского бизнеса.

В своем первом интервью газете «Ведомости» в феврале 2012 года Зиявудин Магомедов на вопрос, помогает ли ему в бизнесе его высокопоставленный однокурсник по экономфаку МГУ, ответил лаконично: «Нет. В бизнесе я сам себе помогаю».

В свою очередь, Аркадий Дворкович в интервью тому же изданию так прокомментировал слухи о совместном бизнесе с Магомедовым: «У меня нет совместного с ним бизнеса, как у меня ни с кем другим его нет и быть не может… Ни по одному из вопросов никаких преференций компаниям группы «Сумма» я не предоставлял. Более того, в отдельных случаях я, понимая, что публично ситуация может рассматриваться для меня как наличие конфликта интересов, отдавал документы Шувалову, чтобы решение принимал он, поскольку он с этими людьми уж точно никак не связан».

«Сумма» активов

«Сумма» относится к числу наиболее закрытых российских холдингов, поэтому оценки состояния Зиявудина Магомедова в разных источниках существенно различаются. Например, журнал «Финанс» еще в 2011 году определял его состояние в 3 млрд долларов – притом, что двумя годами раньше оно, по версии издания, составляло всего 70 млн долларов.

А по версии журнала Forbes, Зиявудин Магомедов впервые перешагнул отметку в 1 млрд долларов только в этом году, поднявшись в сравнении с 2013 годом сразу на 40 позиций. Сейчас основатель «Суммы» в российском рейтинге крупнейших предпринимателей Forbes занимает 84-е место с состоянием 1,2 млрд долларов, а в мировом рейтинге того же издания ему принадлежит 1372-е место.

Сам Зиявудин Магомедов в своем уже упомянутом интервью оценил выручку группы «Сумма» примерно в 10 млрд долларов. В национальном рейтинге крупнейших компаний России «Эксперт-400» бизнес группы сейчас представляют четыре организации:

- Транспортная группа Fesco (223-е место) с выручкой 36,321 млрд рублей в 2013 году. Основными активами группы являются Владивостокский морской торговый порт и две грузовые компании – «Трансгарант» (на 100% принадлежит Fesco) и «Русская тройка» (в паритетном владении с РЖД). По данным группы, Fesco входит в Топ-10 российских частных железнодорожных операторов.

- Новороссийский морской торговый порт (267-е место) с выручкой 29,558 млрд рублей. Прошлый год для НМТП выдался не слишком удачным: грузооборот значительно снизился (141 млн тонн против 159 млн тонн в 2012 году), а финансовый результат оказался отрицательным (чистый убыток составил 3,35 млрд рублей). Тем не менее, объемы деятельности группы по-прежнему недосягаемы для российских конкурентов.


 Новороссийский морской торговый порт. Фото: taganrogtv.ru

- Объединенная зерновая компания (322-е место) с выручкой 24,697 млрд рублей. Под управлением ОЗК находятся 12 элеваторов в 18 регионах общей емкостью 1,8 млн тонн и 14 перерабатывающих предприятий мощностью 1,2 млн тонн, а также крупный экспортный терминал ОАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов».

- ОАО «Глобалэлектросервис» (358-е место) с выручкой 21,448 млрд рублей. За последние четыре года оборот компании, занимающейся предоставлением инжиниринговых услуг для энергетических объектов, вырос более чем в 10 раз (для сравнения, в 2010 году ее выручка составляла всего 1,843 млрд рублей). Это произошло в первую очередь благодаря участию в проектах таких госкомпаний, как «Интер РАО ЕЭС» (расширение Сочинской ТЭС в рамках программы строительства олимпийских объектов), «ФСК ЕЭС», «Транснефть».

Сам Зиявудин Магомедов оценивает выручку группы «Сумма» примерно в 10 млрд долларов

Кроме того, в структуру группы «Сумма» входит еще несколько менее крупных предприятий, среди которых:

- ООО «Стройновация», реализующее проекты в нефтегазовой отрасли и дорожном строительстве. Наиболее известный объект, на котором работала компания, – транспортная система «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) АК «Транснефть». Выручка «Стройновации» в 2013 году составила 8,383 млрд рублей (по данным «СПАРК-Интерфакс»).

- Якутская топливно-энергетическая компания – основное газодобывающее предприятие Якутии и единственный поставщик газа в этой республике. Выручка в 2013 году – 4,988 млрд рублей.

- ООО «Сумма Телеком» – федеральный оператор связи с абонентской базой более 250 тысяч пользователей. Выручка в 2013 году – 713 млн рублей.

Издержки дружбы с государством

Быстрое укрепление «Суммы» на вершине российского бизнеса было неразрывно связано с ее участием в крупных проектах «капитанов» отечественного госкапитализма. Однако довольно скоро выяснилось, что такая стратегия развития сопряжена с значительными рисками, которые быстро проявились, когда президентское кресло вновь занял Владимир Путин.

Проблемы на государственном фронте у «Суммы» начались зимой прошлого года. Сначала Росприроднадзор выдвинул экологические претензии к Приморскому морскому порту, затем Федеральный арбитражный суд Московского округа подтвердил отказ в иске компании «Сумма телеком» к Государственной комиссии по радиочастотам о правах на частоты, выделенные для развития сетей LTE. Тогда же Федеральное агентство железнодорожного транспорта подало в Арбитражный суд Москвы иск более чем на 5 млрд рублей к ООО «Стройновация», получившему аванс на строительство государственного участка железной дороги Кызыл–Курагино.

Но это были еще сравнительно мелкие неприятности в сравнении с конфликтом акционеров НМТП, который разразился в феврале прошлого года, когда президент «Транснефти» Николай Токарев направил «Сумме» письмо о «неоднократном игнорировании позиции «Транснефти» и ее представителей» в совете директоров НМТП.

Любопытнейшим образом это событие почти день в день совпало с жесткой критикой, которая прозвучала в Сочи из уст президента Владимира Путина в адрес двоюродного брата Зиявудина Магомедова – Ахмеда Билалова, в эпоху Дмитрия Медведева также собравшего богатую коллекцию постов и регалий. После того как Путин фактически назначил Билалова персонально ответственным за срыв сроков строительства олимпийских трамплинов, его звезда быстро закатилась, а у «Суммы» наступил крайне непростой этап в отношениях с «Транснефтью».

Вообще, из всех госкомпаний именно трубопроводная монополия была самым старым и проверенным партнером Зиявудина Магомедова. Правда, его доверительные отношения с «Транснефтью» выстраивались в период, когда этой компанией руководил кадровый нефтяник Семен Вайншток, но в 2007 году он уступил свой пост Николаю Токареву, выходцу из системы КГБ, хорошо знакомому с Владимиром Путиным еще по работе в ГДР.

 Зиявудин Магомедов и Владимир Путин. Фото: expert.ru

Партнерское соглашение «Суммы» и «Транснефти» при их вхождении в капитал Новороссийского порта предполагало прежде всего разделение сфер ответственности: госкомпания брала на себя наливные грузы, которые составляют большую часть грузооборота НМТП, а «Сумма» – все остальное, при этом особенный акцент делался на перевалку контейнеров. Кроме того, ее представители получили большинство в совете директоров НМТП, а гендиректором компании стал приглашенный «Суммой» топ-менеджер экстра-класса, словенец Радо Антолович.

Однако это «разделение труда» продержалось недолго. Похоже, что повод для недовольства политикой нового менеджмента НМТП у «Транснефти» действительно был серьезный. Радо Антолович не скрывал, что его главным приоритетом является развитие контейнерного направления (в частности, строительство в Новороссийске нового контейнерного терминала), в то время как перевалка нефти и нефтепродуктов через порты НМТП неуклонно падала.

Вслед за упомянутым письмом Николая Токарева в НМТП разгорелся полноценный конфликт акционеров, и в результате «Сумме» пришлось серьезно потесниться. Кульминацией противостояния стало возбуждение уголовного дела против Антоловича, который в мае прошлого года был вынужден покинуть Россию. После этого большинство в совете директоров НМТП получили представители государства («Транснефти», Минтранса РФ и Росимущества). «Государство вернуло контроль», – с удовлетворением констатировал Николай Токарев.

Кроме того, новый расклад в руководстве НМТП означал, что «Сумма» вряд ли сможет претендовать на 20-процентный госпакет акций порта, который государство обещало приватизировать на протяжении нескольких лет. Уже весной Николай Токарев намекнул, что «Транснефть» готова рассмотреть возможность выкупа доли партнера, а в сентябре она скупила на открытом рынке порядка 10% акций НМТП, став самым крупным акционером порта.

Один из проектов «Суммы» - нефтяной терминал в Роттердаме. Магомедов утверждает, что санкции на него не повлияли

После этого в открытые источники неоднократно попадала информация о различных вариантах раздела активов порта между «Суммой» и «Транснефтью», хотя на данный момент окончательная судьба НМТП еще не решена. В середине октября Николай Токарев обратился к Владимиру Путину с предложением отдать «Транснефти» 20-процентный госпакет, обосновав это необходимостью повысить капитализацию порта, которая с момента первичного размещения акций НМТП на Лондонской бирже с 2007 года упала с 4,9 млрд до 808 млн долларов.

Непростой оказалась и судьба нефтяного терминала «Суммы» в Роттердаме. После ряда изменений в составе участников и параметрах проекта на пути его реализации стали чисто политические факторы. В августе ряд депутатов муниципального совета Роттердама заявили, что будут препятствовать строительству терминала, не скрывая своего основного мотива – наказать Россию после инцидента с малайзийским «Боингом», сбитым в небе над Донбассом.


 Строящийся терминал в Роттердаме. Фото: portofrotterdam.com

Тем не менее, власти города отвергли эту инициативу, и уже в октябре Зиявудин Магомедов заявил, что западные санкции не повлияли на проект. А на недавнем саммите АТЭС в Китае он сообщил, что в настоящее время «Сумма» реализует проект самостоятельно, но открыта для диалога с возможными партнерами.

На своем поле

Довольно долгое время «Сумма» ничем особенно не проявляла себя в родной республике Зиявудина Магомедова, на что имелись опять же веские политические причины. После того как брату бизнесмена не удалось возглавить Дагестан, «инвестором номер один» в республике стал Сулейман Керимов, которому были обещаны самые лакомые инфраструктурные активы – махачкалинский порт и аэропорт «Уйташ».

Однако «Сумма» довольно быстро нашла для себя сферу деятельности в Дагестане: главной точкой входа группы в республику стало дорожное строительство. В 2012 году входящая в структуру «Суммы» компания «Мостоотряд-99» достраивала самый длинный на Северном Кавказе Гимринский туннель, а затем, уже при новом главе республики Рамазане Абдулатипове, председатель совета директоров «Мостоотряда» Загид Хучбаров возглавил сначала ФГУ «Дагестанавтодор», а затем был назначен руководителем Агентства по транспорту и дорожному хозяйству РД.

Усиление позиций «Суммы» в Дагестане с самых первых дней после прихода Абдулатипова было заметно невооруженным глазом. Уже в начале марта прошлого года руководство группы и правительство республики подписали меморандум о взаимопонимании, ставший отправной точкой для ряда проектов.

На сегодняшний день наиболее масштабной дагестанской инициативой «Суммы» является строительство сети асфальтобетонных заводов в сельских районах Дагестана, призванных создать условия для реализации планов республики по дорожному строительству. В эту сферу «Сумма» намерена вложить порядка 700 млн рублей.

Усиление позиций «Суммы» в Дагестане с самых первых дней после прихода Абдулатипова было заметно невооруженным глазом

Во-вторых, группа заинтересована в развитии территорий, прилегающих к махачкалинскому порту, который контролирует менеджмент, близкий к Сулейману Керимову. В конце прошлого года одна из структур Зиявудина Магомедова подписала с портом соглашение о намерениях по созданию в непосредственной близости новых площадок для хранения и обработки грузов.

Еще одной точкой пересечения интересов двух дагестанских миллиардеров стал махачкалинский аэропорт, где «Мостоотряд-99» ведет реконструкцию взлетно-посадочной полосы.

Наконец, «Сумма» обозначила свои интересы и в такой отрасли, как туризм. В августе стало известно, что холдинг Зиявудина Магомедова намерен вложить 200 млн долларов в развитие курорта Матлас в Хунзахском районе Дагестана, на малой родине бизнесмена.

В этом начинании также хорошо прослеживается политическая составляющая. Как известно, создание курорта Матлас планировал еще Ахмед Билалов, но уже на стадии выделения земель проект столкнулся с сопротивлением местного населения, а затем, в июне этого года, стало известно, что он не является приоритетным для федеральной господдержки в рамках туристического кластера Северного Кавказа.

Однако у руководства Дагестана явно не было желания бросать перспективную площадку, и не исключено, что решение «Суммы» инвестировать в Матлас стало ответом на предложение, от которого нельзя было отказаться.

-1 Распечатать

Наверх