20 апреля
02 июня 2016 12488 4

«Сумму» не пускают в махачкалинский порт

Городской суд Гудермеса наложил арест на издание приказа о назначении гендиректора ММТП
Фото: skyscrapercity.com
Фото: skyscrapercity.com

usahlkaro Рамазан Магомедов Автор статьи

Руководство Махачкалинского морского торгового порта (ММТП) при поддержке коллектива опротестовало решение Росморречфлота о назначении новым генеральным директором предприятия Андрея Гормаха – выходца из структур группы «Сумма» Зиявудина Магомедова. Несмотря на то, что махачкалинский порт является государственным предприятием, его менеджмент во главе с Ахмедом Гаджиевым – братом депутата Госдумы Магомеда Гаджиева, близкого к сенатору Сулейману Керимову, – фактически предъявил государству ультиматум, потребовав в недельный срок отменить решение о смене гендиректора. На сторону руководства порта незамедлительно встал чеченский суд.

Непокорный коллектив

О предстоящей смене генерального директора ММТП стало известно 27 мая, когда действующему гендиректору Ахмеду Гаджиеву не продлили контракт. На его место по результатам конкурса Росморречфлота (Агентства морского и речного транспорта РФ) был назначен Андрей Гормах, до этого занимавший пост первого заместителя руководителя Объединенной зерновой компании (ОЗК) – одного из основных игроков российского рынка зернового экспорта.

В понедельник 30 мая коллектив порта провел предупредительную забастовку, заявив о несогласии с решением Росморречфлота. «Мы считаем, что решение об отставке генерального директора Ахмеда Гаджиева, доказавшего за период 2011-2016 годов свои организаторские таланты и высокую эффективность, принято без учета интересов трудового коллектива порта и не в интересах государства. Не исключаем, что в таком решении есть коррупционная составляющая», – говорится в обращении портовиков на имя главы администрации президента РФ Сергея Иванова.

Городской суд Гудермеса 30 мая наложил арест на издание приказа о назначении гендиректора ММТП

Один из главных аргументов против назначения новым гендиректором Андрея Гормаха заключается в том, что, по мнению руководства ММТП, он «не знает ни специфики работы порта, ни особенностей региона».

В поддержку требований отменить назначение Гормаха также выступил депутат Госдумы Гаджимет Сафаралиев, заявивший, что решение комиссии Росморречфлота по смене руководства ММТП было необъективным и принятым не в интересах трудового коллектива. Сафаралиев также отметил, что члены комиссии проигнорировали позицию полпреда президента РФ в СКФО Сергея Меликова и письменное ходатайство главы Дагестана Рамазана Абдулатипова.

Во время митинга, состоявшегося в порту, было выдвинуто требование об отмене решения Росморречфлота в недельный срок. А на следующий день после забастовки портовиков стало известно, что городской суд чеченского Гудермеса 30 мая удовлетворил ходатайство жителя этого города Магомеда Кантаева, который не был допущен к участию в конкурсе Росморречфлота, и наложил арест на издание приказа о назначении нового гендиректора ММТП.

Многосерийный конфликт

Любопытно, что предыдущая смена руководства ММТП также сопровождалась конфликтом. В апреле 2010 года занимавший пост гендиректора порта на протяжении 12 лет Абусупьян Хархаров, также уволенный приказом Росморречфлота, обещал вывести на митинг протеста 20 тысяч человек. Этого не произошло, но назначенный новым гендиректором Махач Алиев был избит на территории предприятия и оказался в больнице.

Рамазан Абдулатипов и Ахмед Гаджиев (крайний справа). Фото: РИА «Дагестан»

Вскоре после этого руководителем порта стал Ахмед Гаджиев – брат депутата Госдумы Магомеда Гаджиева. Новая команда считалась близкой к миллиардеру и сенатору от Дагестана Сулейману Керимову, который в ходе борьбы за пост главы республики активно лоббировал кандидатуру Магомедсалама Магомедова. Когда Магомедов в начале 2010 года возглавил Дагестан, под контроль структур Керимова стали переходить знаковые активы – махачкалинский аэропорт Уйташ, футбольный клуб «Анжи» и махачкалинский порт, который формально является федеральным государственным унитарным предприятием (ФГУП).

Сулейман Керимов. Фото: РИА «Новости»

Однако такое положение дел явно не устраивало другого дагестанского олигарха – Зиявудина Магомедова, чья группа «Сумма» является серьезным игроком на российском рынке портовых услуг. В частности, ей принадлежит крупный пакет акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП), а также группа контролирует Владивостокский морской торговый порт.

​Предыдущая смена руководства Махачкалинского порта – в 2010 году – также сопровождалась конфликтом

После очередной сменой власти в Дагестане ожидалось, что с приходом Рамазана Абдулатипова холдинг Зиявудина Магомедова усилит свои позиции в республике, и важнейшим активом, на который он может претендовать, назывался именно махачкалинский порт. Проводником интересов «Суммы» тогда называли бывшего гендиректора ММТП Абусупьяна Хархарова, который в начале 2013 года был назначен вице-премьером правительства Дагестана. Однако уже через полтора года он покинул этот пост, а прошлым летом сообщалось, что в отношении Хархарова возбуждены уголовные дела в связи с махинациями с имуществом ММТП. В результате разговоры о том, что «Сумма» имеет виды на порт, сошли на нет.

Зиявудин Магомедов. Фото: «Ведомости»

Очередному этапу борьбы за порт предшествовали кадровые перестановки в двух федеральных ведомствах, имеющих прямое отношение к судьбе ММТП. В конце апреля новым руководителем Росимущества был назначен Дмитрий Пристансков, ранее топ-менеджер «Норильского никеля». Его предшественница Ольга Дергунова не отличалась большим рвением в деле приватизации государственного имущества, за что премьер-министр Дмитрий Медведев однажды даже объявил ей выговор.

В числе активов, которые так и не удалось приватизировать при Дергуновой, был ММТП. Сначала акционирование и последующую приватизацию порта тормозил Абусупьян Хархаров, мотивируя это необходимостью завершить модернизацию мощностей порта (главным образом за счет федеральных средств).

Но и после того как Хархаров был отстранен от должности, новое руководство ММТП не торопилось проводить акционирование порта, утверждая, что прежде необходимо навести порядок в его документации. Однако теперь переход порта в частные руки может быть существенно ускорен. От Дмитрия Пристанскова ждут более активных действий по приватизации ряда государственных активов в рамках масштабной программы их распродажи, инициированной правительством.

Что касается кандидатуры нового гендиректора махачкалинского порта, выбранной Росморречфлотом, то ее связь с «Суммой» абсолютно очевидна

Кроме того, в феврале этого года был назначен новый руководитель Росморречфлота. Им стал бывший заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский, который считается человеком, близким к миллиардеру Геннадию Тимченко. Определенные связи есть у главы Росморречфлота и с Зиявудином Магомедовым. Например, именно Олерский входил в состав совета директоров НМТП в рамках реализации государством права «золотой акции».

Что же касается кандидатуры нового гендиректора махачкалинского порта, выбранной Росморречфлотом, то ее связь с «Суммой» абсолютно очевидна. Из официальной биографии Андрея Гормаха известно, что он долгое время прослужил в органах внутренних дел и Госнаркоконтроле, а с 2011 года занимал ряд руководящих должностей в коммерческих структурах.

Например, Гормах возглавлял ООО «БалттрансСервис» – компанию, осуществляющую эксплуатацию терминала по перегрузке светлых нефтепродуктов в порту Приморска Ленинградской области. Этот порт входит в структуры Группы НМТП, ключевыми акционерами которой являются «Транснефть» и группа «Сумма». Следующий этап деловой карьеры Андрея Гормаха также был связан с холдингом Зиявудина Магомедова, который контролирует 50% минус одна акция Объединенной зерновой компании (вторым акционером ОЗК является государство).

Задача для гениев менеджмента

Возобновление борьбы за контроль над махачкалинским портом произошло на фоне резкого падения его грузооборота. По итогам прошлого года он составил всего 3,83 млн тонн, или на 22,6% меньше, чем в 2014 году. Как утверждается в письме портовиков Сергею Иванову, в прошлом году ММТП получил чистую прибыль в размере 160 млн рублей, однако это не отменяет вопроса об эффективности использования его мощностей, в развитие которых были сделаны немалые инвестиции.

Федеральное правительство перекладывает все вопросы по развитию Махачкалинского порта на Зиявудина Магомедова

К началу 2010 года объем вложений в развитие порта превысил 2 млрд рублей, из которых почти 1,3 млрд составили средства федерального бюджета. В данный момент инфраструктура ММТП включает сухогрузную гавань с перегрузочным комплексом мощностью 3 млн тонн в год, причалы для генеральных, навалочных грузов и контейнеров мощностью до 1,2 млн тонн в год, железнодорожный и автопаромный терминалы мощностью 1,3 млн тонн, зерновой терминал мощностью 0,5 млн тонн в год.

Предполагалось, что за счет этих инвестиций грузооборот порта существенно  вырастет: в 2005 году, в момент реализации инвестиционной программы, назывался потенциальный объем грузов в 15 млн тонн в год. Однако в действительности наиболее успешным для порта оказался 2008 год, когда ММТП перевалил 6,39 млн тонн грузов.

Основной статьей перевалки Махачкалинского порта является нефть, а возможности по обслуживанию других типов грузов используются крайне слабо. В значительной степени это объясняется международными санкциями, которые действовали в отношении Ирана, но сейчас, после их отмены, в ММТП ожидается существенный рост грузооборота. Об этом говорилось в середине апреля на совещании в Министерстве транспорта, энергетики и связи Дагестана.

Не исключено, что именно с этими возможностями и связан очередной конфликт вокруг порта, но удастся ли ими воспользоваться – большой вопрос. «Махачкалинский порт – это источник постоянных проблем, – говорит источник КАВПОЛИТа в портовой отрасли. – Сейчас федеральное правительство перекладывает все вопросы по его развитию на Зиявудина Магомедова, но никакой гений менеджмента там не справится, разве что Зиявудин Гаджиевич махнет шашкой для наведения порядка».

-2 Распечатать

Наверх