28 ноября
04 сентября 2016 5558 0

ТОР идет на Кавказ. Дербент останется без аэропорта

Минкавказа ищет новые способы привлечения инвесторов в санаторно-курортную и туристическую отрасль в регионе
Проект медкластера на Кавминводах. Фото: Минкавказа
Проект медкластера на Кавминводах. Фото: Минкавказа

usahlkaro Антон Чаблин политолог, журналист

Медицинский кластер на Кавминводах начнут строить не раньше 2018 года. Ну а пока министерство по делам Северного Кавказа ищет новые способы привлечения инвесторов в санаторно-курортную и туристическую отрасль в регионе. Как будут работать некоторые механизмы, судя по всему, чиновники пока и сами до конца понять не могут.

Нарзан потечет по «австрийскому» плану

Проект медкластера на Кавминводах, похоже, все же обретает реальные очертания: 19 августа рабочая группа Минкавказа под председательством первого заместителя министра Одеса Байсултанова утвердила концепцию создания кластера. Ту самую, которую разработала австрийская фирма SOLVE Consulting Managementberatung GmbH, и она была представлена на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2016).

Известно, что «ядром» будущего медкластера станет медицинский университет с многопрофильной клиникой, которая рассчитана на 900 посещений в смену и 576 коечных мест. Также здесь будут построены три клиники узкого профиля: матери и ребенка, абдоминальной и малоинвазивной (непродолжительного пребывания) хирургии.

Появится на Кавминводах центр реабилитации и санаторно-курортного лечения, а также технопарк, гостиницы для пациентов и общежития для персонала. Всего же работать в учреждениях медкластера должно 2,5 тысячи человек.

Площадкой для кластера станет земельный участок площадью 249 гектаров в границах хутора Красный Пахарь (ныне это часть единого Минераловодского городского округа). Она была безвозмездно выделена государственной «Корпорации развития Северного Кавказа» Терским конезаводом №169.

До конца года будет объявлен конкурс на разработку проектно-сметной документации медкластера в КМВ

Важно, что совладельцем конезавода является правительство Ставрополья (в лице регионального Минимущества), а контролирующим акционером – один из крупнейших агрохолдингов страны, «Ставропольагросоюз».

В свою очередь, председателем совета директоров «Ставропольагросоюза» является бизнесмен Алексей Сагал, а одним из учредителей (с долей 24,9%) – кипрский офшор Divinor Ltd.

Как рассказал министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов в интервью ТАСС, до конца года будет объявлен конкурс на разработку проектно-сметной документации медкластера. После этого можно будет уже подыскивать и инвесторов. Общий объем инвестиций в медкластер должен составить порядка 162 млрд рублей, из которых 40 млрд составят средства федерального бюджета.

Министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов. Фото: krskstate.ru

«Мы считаем, что следующий год уйдет на разработку, и в 2018-м планируем приступить к строительству объектов медкластера в Кавминводах», – говорит Кузнецов.

Одес Байсултанов заявил, что в медкластер должен войти и многофункциональный выставочный комплекс «Минводы-Экспо», который с осени 2012 года строится в границах хутора Красный Пахарь. Его полагается сдать в эксплуатацию до конца нынешнего года, дал поручение Байсултанов на недавнем совещании с региональными директорами «Корпорации развития Северного Кавказа». Новый ресурс позволит проводить выставки, ярмарки, конгрессы и концерты с аудиторией до 3,6 тысячи человек.

Министерства Севера и Востока

Создание медкластера – далеко не единственный механизм, который Минкавказа собирается опробовать на Кавминводах. На прошедшем 26 августа заседании Госсовета, посвященном повышению инвестиционной привлекательности российских курортов, Кузнецов рассказал о них подробно и президенту, и другим губернаторам. Затем – на площадке Восточного экономического форума во Владивостоке и, наконец, – в интервью ТАСС.

Итак, какие же рецепты «экономического чуда» придумало ведомство Льва Кузнецова? Для частных инвесторов – это специальные инвестиционные контракты и льготные налоговые режимы (особенно для владельцев земельных участков, на которых они не могут начать строительство курортных объектов).

Самое революционное предложение Кузнецова – создать на Кавминводах территорию опережающего развития (ТОР)

Для развития санаториев Лев Кузнецов предлагает активнее внедрять концессии (государственно-частное партнерство). Ну и, конечно, приватизировать неэффективно используемые государством объекты.

Для местных властей такой механизм – это курортный сбор. Причем, по словам Кузнецова, «пилотной» площадкой для его введения могут стать уже не только Кавминводы, но также Краснодарский и Алтайский край, Крым и Севастополь.

Собранные с туристов средства будут не напрямую поступать в бюджет, а аккумулироваться в спецфонде (созданном по аналогии с дорожным фондом, куда зачисляется транспортный налог и акцизы за бензин). Тратить деньги, собранные в виде курортного сбора, можно только на благоустройство территорий.

Но все же самое революционное предложение Кузнецова – создать на Кавминводах территорию опережающего развития (ТОР). В соответствии с федеральным законом №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» создаваться они могут только в моногородах и на Дальнем Востоке. ТОР кардинально отличается от особой экономической зоны (ОЭЗ): здесь не просто создают льготные условия для всех, а адресно работают с каждым инвестором.

На Дальнем Востоке такая модель работает пока только для промышленных предприятий. Как перенести ее на санаторно-курортную отрасль, пока непонятно.

Дербент лишают аэропорта

На заседании Госсовета рассматривали предложение Минкультуры РФ по субсидированию затрат туроператоров, которые занимаются внутренним туризмом. Сейчас проект постановления опубликован для общественного обсуждения, в списке 20 направлений, среди которых Ставропольский край (Кавминводы) и Карачаево-Черкесия (Архыз, Теберда и Домбай).

Также, по словам Льва Кузнецова, его министерство реализует еще несколько проектов, которые позволят развивать внутренний туризм. Первый – это празднование 200-летия Грозного, на которое только из федерального бюджета потратят почти 260 млн рублей. В частности, будет проведена реставрация всех исторических памятников в городе.

Минкультуры РФ уже выделило 16 млн рублей на разработку проектов границ территорий и проектов охраны по объектам культурного наследия в Дербенте. Его 2000-летие отметили в прошлом году, но было решено, что юбилейные мероприятия продлятся еще долго.

Так, республиканское ГКУ «Дирекция по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 2000-летию основания города Дербента» выделило 392 млн рублей на строительство набережной.

Главное, чтобы амбициозные туристические проекты не забуксовали так же, как идея строительства дербентского аэропорта

Завершиться работы должны до 15 декабря, курирует работы Одес Байсултанов. Согласно проектной документации, размещенной на портале госзакупок, общая площадь набережной на улице Хандадаша Тагиева составит 8,6 га, протяженность – 1780 метров, а общая вместимость – почти 4 тысячи человек.

 Одес Байсултанов. Фото: minkavkaz.gov.ru

Также тут появится муниципальный пляж общей площадью 3,8 га, четырехэтажная спасательная станция, паркинг на двести машин и общественный туалет, раздевалки с душевыми. Зеленая зона займет 2 гектара – здесь будут тротуары, ротонды, прогулочные террасы… В общем, судя по проекту, все очень красиво. Успели бы все построить за три месяца.

Кстати, Лев Кузнецов категорически отмел идею строительства нового аэропорта в Дербенте. Напомним, что аэропорт на западной окраине города существовал в советские годы (здесь базировалась малая авиация), а затем был заброшен, и на его месте появилось садоводческое товарищество «Стимул».

В преддверии празднования 2000-летия Дербента вице-премьер правительства Александр Хлопонин заявил, что в городе необходимо возродить аэропорт, чтобы стимулировать туризм. Эту идею поддержал не только глава республики Рамазан Абдулатипов, но и премьер-министр Дмитрий Медведев.

А вот теперь Кузнецов в интервью ТАСС решительно заявил, что «там нет такого турпотока». Мол, вполне справляется реконструированный недавно группой «Сумма» махачкалинский аэропорт.

Видимо, ожидаемый Хлопониным поток оказался все же не таким большим. Главное, чтобы и другие амбициозные туристические проекты не забуксовали так же, как идея строительства дербентского аэропорта.

-1 Распечатать

Наверх