21 октября
29 марта 2017 6249 1

Страсти по «Платону»

Протест дальнобойщиков на Кавказе ширится, а вот фермерский протест властям удалось «загасить» 
Фото: polit.ru
Фото: polit.ru

usahlkaro Антон Чаблин политолог, журналист

Полицейским удалось сорвать «Тракторный марш», который кубанские фермеры пытались начать вчера из станицы Казанской. Слишком мало людей решились поддержать фермерский протест. А вот другая акция протеста – дальнобойщиков – оказалась на порядок более многочисленной. Несмотря на прессинг силовиков, в ней участвуют почти все южные регионы, от Астрахани до Дагестана.

«Тракторный марш». Скрытая угроза?

Первый «Тракторный марш», напомним читателям, состоялся в августе прошлого года. Несмотря на то, что фермерам удалось уехать недалеко – всего лишь до границы Краснодарского края и Ростовской области, где их блокировали и арестовали – резонанс от «марша» вышел всероссийским.

Губернатор Вениамин Кондратьев даже созвал некую рабочую группу по решению земельных вопросов, в которую пригласили «Вежливых фермеров». Это неформальное объединение протестующих во главе с Алексеем Волченко – фермером из станицы Казанской, который и считается вдохновителем «Тракторного марша».

О том, что власти не намерены допустить повторения «Тракторного марша», стало понятно уже 22 февраля
Однако рабочая группа никаких сколько-либо видимых результатов не достигла. И уже в декабре на внеочередном съезде фермеров и владельцев земельных долей Юга России, который прошел в Ставрополе, было решено провести повторный «Тракторный марш». Причем на сей раз он должен был стартовать именно из Ставрополя и объединил бы (по крайней мере, как обещали организаторы) фермеров Кубани, Дона, Ставрополья, а также Рязанской, Тульской и Воронежской областей.

О том, что власти не намерены допустить повторения «Тракторного марша», стало понятно уже 22 февраля, когда члены «Вежливых фермеров» собирались провести пресс-конференцию в Минводах. Приглашения журналистам (в их числе и автор этих строк) рассылал в мессенджере лично Алексей Волченко.

Протест дальнобойщиков охватил всю страну: в нем принимает участие от 10 до 30 тысяч единиц транспорта

Накануне же брифинга и самого Волченко, и других участников протестного движения, которые намеревались выехать с Кубани на Ставрополье, блокировали по домам сотрудники спецслужб.

Раскололось и само фермерское движение, члены которого в декабре клятвенно обещали вместе «идти на Москву». Главной своей задачей ставропольские участники «Тракторного марша» называли отмену «Закона жирных котов» (он повышал минимальный размер выдела земельного участка из массива в коллективно-долевой собственности с нынешних 30 до 2500 гектаров).

В фермерское «сопротивление» вбили клин

Именно 22 февраля, когда в Минводах кубанские «Вежливые фермеры» должны были встречаться с журналистами, губернатор Ставрополья Владимир Владимиров созвал ставропольских фермеров на встречу.

Беседовали за закрытыми дверями. На телекамеры же глава Ставрополья заявил, что готов внести коррективы в скандальный «Закон жирных котов»: мол, из него исключат многие категории земель (в частности, орошаемые), а также те хозяйства, которые участвуют в краевых инвестиционных программах.
Утром 28 марта в станице Казанской были блокированы выезды с полевых станов фермеров, которые намеревались участвовать в акции

Фермерам Ставрополья этих послаблений, конечно, показалось мало. Тем более, что еще с декабря в краевом суде находился их коллективный иск об отмене «Закона жирных котов». Судья Ольга Сицинская объединила этот иск с аналогичным заявлением прокуратуры края, и 3 марта вынесла вердикт: норма выдела в 2500 гектаров, на которой настаивал Владимиров, противоречит федеральному законодательству.

Сам губернатор, выступая 9 марта на ежегодной аграрной конференции, заявил, что норма выдела на Ставрополье будет уменьшена... до одного земельного пая (в зависимости от района это от 3 до 10 гектаров). Но при этом Владимиров заявил, что намерен обжаловать решение Ольги Сицинской в Верховном суде России. Исключительно ради того, чтобы доказать: правительство и Дума края, принимая «Закон жирных котов», были правы.

Тем не менее решением краевого суда и губернатора фермеры Ставрополья оказались довольны. Протестовать для них больше не имело смысла. А сам «Тракторный марш» снова оказался локальной акцией кубанских аграриев.

Правительство повысило размер сборов с большегрузных авто, которые поступают в систему «Платон», на четверть

Полиция применила опробованную еще перед пресс-конференцией в Минводах тактику: утром 28 марта в станице Казанской были блокированы выезды с полевых станов фермеров, которые намеревались участвовать в акции. В путь сумели отправиться лишь четверо участников «Тракторного марша», но их задержали на посту ДПС в Тихорецке.

Даже координировать саму акцию было некому: 24 марта на 12 суток был задержан лидер «Вежливых фермеров» Алексей Волченко (якобы за неуплату алиментов), а 27 марта – его сподвижник фермер Николай Маслов (его машина якобы была похожа на ту, что числилась в угоне).

Война против «Платона» идет полтора года

«Вежливые фермеры» перед стартом «Тракторного марша» заявляли, что в нем примут участие не менее 2,5 тысячи человек. В итоге же их оказалось лишь четверо... Совсем другое дело – протест дальнобойщиков, который реально охватил всю страну (по подсчетам независимого профсоюза – Объединения перевозчиков России, в акции принимает участие от 10 до 30 тысяч единиц транспорта).

Как и южнороссийские фермеры, дальнобойщики решили повторить свою акцию после того, как первая (в ноябре 2015 года) видимых плодов не принесла. Накануне правительство повысило размер сборов с большегрузных авто, которые поступают в систему «Платон», на четверть.

Едва ли не самыми активными оказались дальнобойщики Юга России, где грузооборот, разумеется, весьма существенный

Москва пыталась преподнести это как большое послабление, ведь поначалу сборы собирались увеличить вдвое... Дальнобойщики же подобные «послабления» считают жалкими подачками. Как и в ноябре 2015 года, они требуют вообще отменить систему «Платон» для российских грузовиков (она должна действовать только для иностранных, транзитных, автомобилей).

Но если требования дальнобойщиков за полтора года остались прежними, то стратегия изменилась. В ноябре 2015-го перевозчики из разных регионов съезжались в Подмосковье, где организовали импровизированный лагерь на парковке около «Мега-Химки». На сей раз протесты рассредоточены по всей стране: водители оставляют свои грузовики (зачастую груженые доверху) на обочинах автотрасс.

Едва ли не самыми активными оказались дальнобойщики Юга России, где грузооборот, разумеется, весьма существенный. Так, в Ростовской области водители трех десятков «длинномеров» организовали стачку на федеральной трассе «М-4» (въезде в Батайск со стороны хутора Ленина).

Локальные стачки дальнобойщиков начали в кубанских райцентрах – от Гулькевичей до Кореновской

В Астрахани череда фур припаркована прямо в городе – вдоль улицы Николая Островского (рядом с гипермаркетом «Лента»). На встречу с протестантами приехал глава администрации губернатора Канат Шантимиров и министр промышленности, транспорта и природных ресурсов Радик Харисов. Ну, встретились, ну, посетовали чиновники на существование «Платона». Но что тут могут сделать региональные власти, если решение принимает Кремль?

Совсем иную стратегию выбрали власти Краснодарского края: не диалог, а прессинг. Все стоянки на подъездах к краевой столице были с раннего утра 28 марта блокированы экипажами ДПС. Тем не менее локальные стачки дальнобойщиков начали в кубанских райцентрах – от Гулькевичей до Кореновской.

Дагестан воюет против «Платона»

В Северной Осетии на стачку собрались более сотни водителей – они намерены провести не менее двух недель на стоянке в поселке Курджин (Кировский район). Правда, на встречу с ними приехал пока что лишь... замминистра внутренних дел Дмитрий Гутыря. Попросил не перекрывать автотрасс, не устраивать потасовок, и вообще не нарушать общественный порядок.

«Улитка» из нескольких грузовиков появилась еще утром 27 марта на въезде в Ставрополь со стороны села Надежда. Весьма скромно, учитывая, что в ноябре 2015 года акцию поддержали более сотни ставропольских водителей, которые даже грозились перекрыть федеральную трассу «Кавказ».
По словам главы дагестанской Ассоциации дальнобойщиков Абдулы Абдулаева, в стачке приняли участие более полутысячи машин

Зато, как и полтора года назад, едва ли не самыми активными в стране оказались водители Дагестана. По словам главы республиканской Ассоциации дальнобойщиков Абдулы Абдулаева, в стачке приняли участие более полутысячи машин. Собравшись из разных уголков Дагестана (в том числе Манаса, Кизилюрта, Кизляра, Хасавюрта), они во вторник совершили пробег по кольцевой автостраде вокруг Махачкалы. Затем они отправились в поселок Манас, где на стоянке прошел стихийный митинг.

Чтобы выступить перед дальнобойщиками, приехал замминистра транспорта, энергетики и связи Дагестана Якуб Худжаев (даже не сам министр!). Он предложил водителям собрать инициативную группу из 10-15 человек, чтобы вместе с чиновниками правительства Дагестана сформулировать конкретные требования для Москвы.

Пока протест дальнобойщиков ширится, власти пытаются всячески занизить его масштабы

В ответ дальнобойщики потребовали: на заседаниях рабочей группы в правительстве Дагестана должны быть представители Первого канала. Ведь пока протест дальнобойщиков ширится, власти пытаются всячески занизить его масштабы.

Так, по сообщениям Росавтодора, по всей стране в акциях протеста якобы приняли участие не более двухсот машин, в том числе в Дагестане и Северной Осетии – по четыре десятка. Но даже многочисленные видеозаписи со стачек, которые их участники активно публикуют третий день в соцсетях, полностью опровергают эту чиновную «липу». 

1 Распечатать

Наверх