
Очередное заседание правительства Кабардино-Балкарии премьер-министр Алий Мусуков начал с изменений, которые произошли в составе и структуре органов исполнительной власти.
Все подотчетны
Теперь у председателя правительства будет не один, а два первых вице-премьера. Вместе с Сергеем Говоровым эти обязанности возложены на Таймураза Ахохова, ранее занимавшего кресло вице премьер-министра.
Ахохову поручат курировать социальный блок. В его подчинении Минздрав и Минтруда, кроме того, он будет координировать работу министра по противодействию экстремизму и терроризму и Службу по обеспечению деятельности мировых судей.
Таймураз Ахохов. Фото: правительство КБР
Появятся у Ахохова и принципиально новые функции. «Таймураз Борисович будет координировать деятельность всех органов исполнительной власти в части реализации федеральных целевых программ и соглашений с федеральными органами на территории республики. Таким образом все органы исполнительной власти – независимо от того, кто их курирует, – должны быть подотчетны Таймуразы Ахохову», – пояснил Алий Мусуков.
Алий Мусуков. Фото: правительство КБР
Ахохов появился в правительстве в ноябре 2016 года, до этого он был управляющим казначейства по КБР, заместителем министра труда, занятости и социального развития, работал в налоговых органах.
В правительстве КБР произошли кадровые изменения https://t.co/f02iasedLy
— КАВПОЛИТ (@kavpolit) 24 июля 2017 г.
Чемпион во власти
Следующего человека нельзя назвать новичком в правительстве. Олимпийский чемпион по греко-римской борьбе Мурат Карданов занялся политикой в далеком 2004 году, когда республикой руководил Валерий Коков. После прихода к власти Арсена Канокова он сохранил пост руководителя госкомитета, а потом министра спорта.
Но в команде Юрия Кокова чемпиону места не нашлось. Карданов перешел в законодательную власть, по списку партии «Единая Россия» стал депутатом парламента КБР пятого созыва и возглавил комитет по спорту и туризму.
Мурат Карданов. Фото: kavtoday.ru
Теперь же Карданов вернулся в исполнительную власть в ранге заместителя председателя правительства. Он будет курировать спорт, культуру, а значит, и местные СМИ, которые оказались в подчинении у министерства культуры. Также в его ведении несколько управлений – по взаимодействию с институтами гражданского общества и делам национальностей, по охране объектов культурного наследия, а также ЗАГС.
Финансы без руководства
Но ключевым изменением можно назвать увольнение Заура Лихова с поста министра финансов. «Тема увольнения Лихова под запретом, никто не знает причин», – сказал КАВПОЛИТу источник в Минфине КБР. До назначения нового руководителя исполнять его обязанности будет Елена Лисун.Заур Лихов освобожден от должности министра финансов КБР https://t.co/r5V01V3dyd
— РИА КБР (@kbrria) 24 июля 2017 г.
Указы об изменениях в структуре правительства были опубликованы на сайте главы КБР в конце июля.
А чуть ранее, когда отдыхающие в лагере «Казачок» детишки попали в больницу с вирусом, работы лишился человек из команды Кокова – глава администрации Майского района Сергей Шагин. Сейчас эту должность займет Сергей Евтушенко – внук героя Соцтруда Николая Евтушенко.
Почему же решение обновить состав правительства принято именно сейчас, накануне празднования 460-летия добровольного вхождения Кабарды в состав России, которому республиканские власти придают большое значение и начали готовиться еще загодя?
Юрий Коков. Фото: interfax.ru
Ультиматум, не обеспеченный деньгами
С 2013 года, когда Юрий Коков был назначен временно исполняющим обязанности главы КБР, министерством финансов успели порулить Азрет Бишенов, Мурат Керефов и Ирина Мишкова.
Заур Лихов появился в правительстве в 2015 году, до этого он руководил республиканским филиалом «Россельхозбанка».
Причин, по которым Коков уволил человека из своей команды, может быть несколько. По мнению руководителя регионального отделения партии «Яблоко» в КБР Хакима Кучмезова, отставка может быть связана с невыполнением майских указов президента РФ.
Хаким Кучмезов. Фото: «Яблоко»
Косвенно на это указывает тот факт, что указы появились после встречи Юрия Кокова с председателем Совета Федерации РФ Валентиной Матвиенко.
Как пишет пресс-служба главы КБР, были обсуждены «основные направления социально-экономического развития субъекта РФ». Также «председатель палаты регионов поинтересовалась показателями развития ключевых отраслей экономики республики за первое полугодие 2017 года».В. #Матвиенко и Ю. #Коков обсудили вопросы социально экономического развития Республикиhttps://t.co/HuIiFvk3jx#СовФед #КБР #Россия
— Совет Федерации (@SovFedInfo) 20 июля 2017 г.
По словам Кучмезова, майские указы возложили на бюджеты регионов неподъемные обязательства по повышению заработных плат миллионам бюджетников.
«Федеральное правительство оставило регионы один на один с такими ультимативными решениями президента РФ. Но для исполнения указов не передали дополнительных средств, а с 2015 года уровень дотаций уменьшен вдвое. Это буквально смертный приговор», – констатировал Кучмезов.
Результат такой политики оказался катастрофическим, регионы оказались в долгах. «За этот период они выросли в пять раз: с 240 млрд практически до 2,5 трлн. Это следствие майских указов и уменьшения дотаций», – поясняет собеседник КАВПОЛИТ.
Персоналии ничего не решают, считает Хаким Кучмезов. «В министерстве финансов республики работают высококвалифицированные опытные люди, я знаком с ними. Даже не знаю, кто сейчас может претендовать на кресло министра», – продолжает он.
Отсутствие денег связано с тем, что Минфин не контролирует налоги, деньги уходят прямиком в Москву, а потом уже в виде дотаций возвращаются регионам, отмечает Кучмезов.
Минфин не контролирует налоги, деньги уходят прямиком в Москву, а потом уже в виде дотаций возвращаются регионам
В подтверждение своих слов «яблочник» приводит интересную статистику: в 2009 году, еще до принятия майских указов, Черекский район КБР заплатил в бюджет 367 млн рублей, а обратно в виде дотаций получил 37 млн. В 2010 году сумма налогов составила 478 млн, вернулось меньше 10% – 41 млн рублей. В 2011 году район отдал 865 млн рублей и вернул лишь 46 млн рублей, то есть 5%. В 2012 году из 494 млн рублей вернулось 92 миллиона.
«С момента принятия майских указов данные в разрезе районов закрыты. Я считаю, нельзя сводить все проблемы на уровень персоналий, как произошло с Зауром Лиховым. Я бы не стал федеральные проблемы проецировать на наших чиновников. Неверно искать причины невыполнения тех или иных поручений внутри республики», – считает Кучмезов.
Долги как на дрожжах
Во-вторых, Заур Лихов мог лишиться своего кресла из-за состояния бюджета. На 1 января 2017 года объем внутреннего долга Кабардино-Балкарии достиг 10,3 млрд рублей, за 2016 год он вырос почти на 3 млрд рублей (и ровно таков прошлогодний бюджетный дефицит).
В рейтинге субъектов РФ по уровню долговой нагрузки по итогам первого полугодия 2017 года Кабардино-Балкария заняла 61-ю позицию из 85 регионов. Cудя по подсчетам РИА «Рейтинг», за шесть месяцев госдолг республики увеличился на 20% и достиг 12,4 млрд рублей. Такой высокий рост наблюдается в двух регионах – КБР и Ингушетии.
На 1 января 2017 года объем внутреннего долга Кабардино-Балкарии достиг 10,3 млрд рублей
На заседании республиканского парламента, отчитываясь перед депутатами по итогам исполнения бюджета в 1 квартале 2017 года, заместитель министра финансов Азамат Калабеков рассказал, что доходы были исполнены на 16% от годового показателя (в бюджет поступило 4,7 млрд рублей). Сумма по сравнению с предыдущим годом уменьшилась на 981 млн рублей.
Также снизились налоговые и неналоговые доходы (на 879 млн рублей). В первом квартале они составили 1,9 млрд (14% от годового плана) при бюджетном дефиците в 1 млрд 53 млн рублей.
Кучмезов: «Фигуры региональных министров финансов остаются номинальными»
Неблагоприятная тенденция сформировалась на фоне фактического закрытия предприятий, выпускавших алкогольную продукцию. До этого акцизы на спиртное уверенно занимали первую строчку по сравнению с другими, менее ощутимыми налоговыми поступлениями. Сейчас их место занято НДФЛ (34%).
Номинальный министр
По мнению Кучмезова, в целом фигуры региональных министров финансов остаются номинальными:
«Все проблемы упираются в налоговые законодательства и Бюджетный кодекс РФ. Мы живем в федерации, однако по распределению финансов этого не скажешь. Они делятся по принципу бюджетного централизма. То есть все деньги из регионов стекаются в Москву, а затем уже в виде дотаций возвращаются в регионы.
Эта политика привела к тому, что практически все субъекты стали банкротами. Пока ее не отменят, министры финансов на местах ничего не могут изменить».
Долги почти всех регионов приближаются к сумме доходов, денег на развитие своих территорий уже не остается
Долги почти всех регионов приближаются к сумме доходов, денег на развитие своих территорий уже не остается, утверждает Кучмезов.
«До принятия майских указов более половины регионов были самодостаточны, сейчас таковых осталось пять-шесть, не более. Но без сильных регионов страна не будет развиваться», – предупреждает собеседник КАВПОЛИТа.
Кто следующий?
Кстати, осенью завершается федеральная программа по переселению людей из ветхого и аварийного жилья.
Полпред в СКФО Олег Белавенцев еще весной просил главу КБР Юрия Кокова взять программу расселения под личный контроль
Еще весной полпред в СКФО Олег Белавенцев на совещании в Нальчике просил Юрия Кокова взять исполнение программы под личный контроль. На тот момент в Кабардино-Балкарии, по сведениям Фонда реформирования ЖКХ, оставались нерасселенными 10 тыс. из 37,6 тыс. аварийных «квадратов».
Если судить по данным, опубликованным 25 июля на сайте Фонда реформирования ЖКХ, в республике еще остаются не расселенными 9,21 тыс. м² аварийного жилья. В общий список на расселение в КБР были включены 187 аварийных дома (более 40 тыс. кв м).
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда по 58 домам идет с отставанием в три месяца (7,8 тыс. м²), а по 59 домам вообще не завершено в связи с имеющимися судебными спорами или другими непредвиденными обстоятельствами.
До конца программы расселения ветхого жилья в КБР остается месяц, а в одном только Нальчике 114 семей ждут новых квартир
Программа по переселению из аварийных домов завершается 1 сентября 2017 года. По данным Минстроя КБР, до этого времени в одном только Нальчике предстоит расселить 114 семей. При этом за последние три года новыми домами обзавелись в общей сложности 409 семей.
Успеет ли правительство уложиться в сроки, учитывая, что до часа «икс» остается месяц? Следует ли ожидать новой отставки в руководстве Минстроя или среди курирующих ведомство вице-премьеров? 0 Распечатать