
С началом холодов в Абхазии резко участились аварии в сфере ЖКХ. Эта зима грозит стать одной из самых тяжелых за весь послевоенный период: люди уже сейчас почти каждый день долгие часы сидят без света и воды. Износ коммунальных сетей критический. Инфраструктурный кризис усиливает и политическое напряжение в обществе.
ЧП, которые могут повториться
В первые дни декабря на Гагру обрушился шторм. Он разрушил отрезок городского водовода, проложенного вдоль берега моря.
Последовавшие затем ливни подмыли подпорные стены дамбы, в результате чего стена частично обвалилась.
На устранение последствий стихии ушло четыре дня, все это время город оставался без водоснабжения.
Водовод в Гагре. Фото: Twitter
По словам местных жителей, воды не было и потом, а водовозы, бесперебойную работу которых обещали власти, на многих гагрских улицах так и не появились.
Строители восстановили подпорную стену по временной схеме. По их оценкам на капитальную реконструкцию потребуется до 50 миллионов рублей.
Ремонтные работы на водоводе Гагры. Фото: «Спутник Абхазия»
Поскольку аварийные работы выполнены по временной схеме, то в случае неблагоприятных погодных условий, все может повториться.
Состояние коммунальных инфраструктур в Гагре вызывает особое беспокойство, так как это регион активного туризма.
Зимний пляж в Абхазии. Фото: vgagre.ru
Каждое лето здесь случается несколько крупных аварий, в основном в энергетическом хозяйстве.
В центральной части города построена новая линия электропередач, которая позволит, возможно, избежать отключений в дальнейшем, но только в одном районе курорта.
Еще не прошла первая половина декабря, но уже случились две подряд крупные аварии в энергетике.
Обрыв провода на магистральной линии электропередачи оставил без света западную часть Сухума, включая густонаселенные районы многоэтажной застройки и Новый Афон.Инфраструктурный кризис отбрасывает Абхазию по качеству жизни населения к первой половине девяностых
Поскольку в большинстве своем люди отапливают квартиры за счет электроэнергии (в Абхазии нет газоснабжения и альтернативных централизованных систем отопления), ночь без света в холодную погоду — это риск простудных заболеваний, в первую очередь у детей.
При этом не счесть мелких аварий, в результате которых отдельные районы сидят без света по много часов.
«Как в 95-м году», — в Сухуме вспоминают послевоенные зимы, когда иногда и по многу дней не было света и воды.
Страна, живущая в прошлом
Инфраструктурный кризис отбрасывает Абхазию по качеству жизни населения к первой половине девяностых.Капитальной реконструкции жилого фонда не было — и теперь вряд ли скоро будет, денег в Абхазии нет совсем
Люди неизбежно будут адресовать свои претензии властям, и это станет здорово подогревать политическое напряжение в стране.
Из-за частых отключений света, постоянно прерывается и водоснабжение, его часто не бывает сутками.
В этом месяце из-за аварии на линии электропередач Сухум трое суток сидел без воды.
Но система водоснабжения в целом тоже в состоянии, близком к коллапсу. Технологическое оборудование было изношено еще двадцать лет назад, сразу после грузино-абхазской войны.
Капитальной реконструкции не было — и теперь вряд ли скоро будет, денег в стране нет совсем. Проблемы со светом и водой лежат на поверхности.
Есть дома, населенные до сих пор, которые были признаны аварийными еще в конце 80-х годов прошлого века
Но сейчас Абхазия входит в еще более опасный (поскольку он несет угрозы здоровью и жизни людей) кризис, связанный с износом жилого фонда.
Несмотря на послевоенное снижение численности населения, урбанизация заполнила многоэтажные кварталы абхазских городов.
Но значительная часть жилого фонда, построенного в 70-е и особенно 80-е годы, имела серьезные недостатки.
Жилые дома в Сухуме
Есть дома, населенные до сих пор, которые были признаны аварийными еще в конце 80-х годов прошлого века, почти сразу после постройки.
К нашему времени этот жилой фонд — и в том числе «нормальные» дома — устарел морально и изношен физически.
Есть пустующие квартиры, в отдельных домах их много, особенно в городах на востоке республики, в Очамчире и Ткуарчале
Жилищно-коммунального хозяйства в современном понимании здесь нет. За домами, как правило, ухаживают сами жители. Но, естественно, у них нет возможностей заниматься капитальным ремонтом.
Поэтому, как правило, подвалы затоплены водой, лифты если и работают, то с перебоями. Не ухаживают, как положено, за подъездами, в домах на протяжении десятилетий проводятся несогласованные перепланировки.
Есть пустующие квартиры, в отдельных домах их много, особенно в городах на востоке республики, в Очамчире и Ткуарчале.
Брошенный дом в Абхазии
Если в доме есть пустующие квартиры, это также ухудшает его общее состояние. Этот фонд начинает разрушаться.
Состояние ЖКХ Абхазии таково, что новые ЧП неизбежны, и это несет очень серьезную угрозу жизни людей
Есть свежий пример. 25 ноября в Гагре обвалились два этажа здания почты. Здесь не было жилых квартир, на третьем этаже был фитнес-клуб.
Предварительная причина — те самые несогласованные перепланировки. Обрушение произошло ночью, поэтому, к счастью, обошлось без пострадавших.
Но состояние ЖКХ таково, что новые ЧП неизбежны, и это несет очень серьезную угрозу жизни людей.
Значительная часть населения Абхазии в принципе весь послевоенный период не оплачивает услуги ЖКХ
Инфраструктурный кризис в Абхазии, который грозит в ближайшие годы стать самой настоящей катастрофой, возник по многим причинам.
Но в первую очередь из-за того, что в недавнем прошлом, во время сравнительного экономического подъема, политические условия внутри страны воспрепятствовали реформам в системе ЖКХ и внедрению рыночных бизнес-моделей.
Инфраструктурный коммунизм
Экономические и внешнеполитические условия в 2008-2013 годах позволяли провести реконструкцию инфраструктур жизнеобеспечения и изменить систему хозяйствования, чтобы минимизировать убытки и вывести ЖКХ хотя бы на режим самоокупаемости.
Теперь же, в условиях экономической стагнации на внешних рынках, очевидных выходов из положения нет.В Абхазии продолжается «инфрастурктурный коммунизм»: тарифы на пользование коммунальными благами предельно низкие
С другой стороны, в Абхазии продолжается «инфрастурктурный коммунизм». Предельно низкие, экономически необоснованные тарифы на пользование коммунальными благами.
Частные потребители платят 40 копеек за киловатт энергии. Юридические лица — 85 копеек. Госбюджетные организации — 60 копеек, не резиденты — 1 рубль 20 копеек.
При этом значительная часть населения в принципе весь послевоенный период не оплачивает услуги ЖКХ. Суммарный объем задолженности частников достиг почти 1,5 млрд рублей.
Есть целые населенные пункты в сельской местности Абхазии, где с 90-х годов никто не платит за свет
Основной объем задолженностей — это долги частных потребителей. Есть целые населенные пункты в сельской местности, где с 90-х годов никто не платит за свет.
Недавно был принят закон о реструктуризации долгов потребителей. В соответствии с ним те потребители, которые закроют долги с начала 2015 года, если имеют индивидуальные счетчики, получат списание всех долгов за предыдущие годы.
Те, у кого нет таких счетчиков, должны выплатить долги за свет с начала 2014 года.
Но мерами такого рода ситуацию уже не выправить.
По словам представителей руководства госкомпании «Черноморэнерго», на то, чтобы поставить индивидуальные счетчики, нужно около 25 миллионов долларов — сумма сегодня уже неподъемная для компании.Прошлой зимой Абхазия уже была на пороге полного отключения электроэнергии по всей стране
По их же словам, если даже представить, что все потребители будут оплачивать поставленную электроэнергию, то будет решена главным образом только одна проблема: появятся средства на локализацию экстренных ситуаций.
На пороге конца света
Прошлой зимой Абхазия уже была на пороге blackout (или, по-русски, полного отключения электроэнергии) по всей стране.
Проблема не только в предельно изношенных сетях и оборудовании.
Уровень воды в Джварском водохранилище снижается в зимний период до критических значений.
Джварское водохранилище
Вода этого водохранилища, расположенного на территории Грузии, питает Ингурскую гидроэлектростанцию. Уровень воды падает на протяжении почти сорока лет.В зимний период времени практически весь свет, вырабатываемый Ингурской ГЭС, потребляется Абхазией
Но в прошлом году он вплотную приблизился к критической отметке: «Черноморэнерго» ввела веерные отключения.
Впрочем, довольно быстро отменила, удалось договориться с российской стороной, которая профинансировала поставку электроэнергии из Грузии.
Ингурская ГЭС
В этом году все может повториться. К тому же ресурс самой гидроэлектростанции исчерпан, и ее необходимо ставить на капитальную реконструкцию.
Сейчас, в зимний период времени, практически весь свет, вырабатываемый Ингурской ГЭС, потребляется Абхазией.В теории 2017 год должен стать прорывным в плане инфраструктурного строительства
Почти все инфраструктурные проекты финансируются за счет Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию на 2015-2017 годы.
Это безвозмездные дотации из российского бюджета.
Суммарный объем программы – 9.3 млрд рублей на эти три года. Освоена за 2015-2016 год пока только треть этого объема – менее 3 млрд. рублей. Остаток на последний год действия этой программы – более 6 млрд рублей.
Власть, с трудом держащаяся на плаву, не будет рисковать и проводить жесткую политику по отношению к неплательщикам
В теории 2017 год должен стать прорывным в плане инфраструктурного строительства, поскольку большая часть средств в рамках Инвестпрограммы предназначается как раз на эти цели.
«Отремонтировано более 100 км дорожного покрытия, заменено более 150 км труб водоснабжения и канализации, проведена реконструкция семи электроподстанций, заменено более 100 км электросетей, произведены замена и установка 49 лифтов в городах Сухум и районах», – заявил в интервью ТАСС заместитель министра экономики Абхазии Батал Тарба.
Батал Тарба
Это не капля в море, но этого недостаточно. И, кроме того, закладывается проблема на будущее.
Тарифы на электроэнергию для населения Абхазии пересматриваться не будут, значит, люди продолжат жить без воды и света
За счет средств в прежние годы Комплексного плана содействия развитию Абхазии, а теперь Инвестпрограммы построено достаточно много объектов новой социальной и коммунальной инфраструктуры.
Нерыночное ЖКХ
Но неизменными остаются нерыночные механизмы работы ЖКХ.
Соответственно, в дальнейшем резко возрастают расходы на содержание новой инфраструктуры, которые неоткуда компенсировать, раз нет рынка услуг ЖКХ, а население не платит за потребляемые свет, воду, вывоз мусора.
Решить эту проблему в стране, переживающей кризис государственности, будет нелегко. Власть, с трудом держащаяся на плаву, не будет рисковать и проводить жесткую политику по отношению к неплательщикам.Абхазские элиты вообще хотели бы продлить, насколько возможно, «инфраструктурный социализм»
С другой стороны, в текущей политической обстановке любые проекты, которые позволят открыть доступ иностранным инвестициям в энергетику, будут использоваться как повод для политических спекуляций.
А элиты вообще хотели бы продлить, насколько возможно, «инфраструктурный социализм».
На прошедшем в ноябре в Сухуме российско-абхазском деловом форуме при обсуждении проблем энергетики депутат парламента Абхазии Ахра Бжания заявил о том, что тарифы на электроэнергию для населения пересматриваться не будут.
А это значит, что люди продолжат жить в условиях отсутствия воды и света. Игнорирование законов экономики и здравого смысла закончится физическим разрушением среды обитания в стране.
0 Распечатать