
“Ъ” стали известны подробности опроса одного из самых известных чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева по делу об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской, совершенном в октябре 2006 года. Господин Закаев около полугода назад уже рассказывал представителям семьи журналистки о том, что он не имеет отношения к этому громкому преступлению, и теперь может подтвердить свои слова официально.
По данным “Ъ”, Ахмед Закаев решил дать показания Следственному комитету России (СКР) по делу об убийстве Анны Политковской после того, как 3 ноября прошлого года встретился в одном из лондонских отелей с представителем семьи журналистки адвокатом Анной Ставицкой и заместителем главного редактора «Новой газеты» Сергеем Соколовым. При этом, говорят собеседники “Ъ”, присутствовала и Марина Литвиненко, вдова отравленного в 2006 году в Лондоне экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко. Хотя беседа, по словам источников “Ъ”, и проходила в неформальной обстановке за чашкой чая, господина Закаева заранее предупредили, что проводится адвокатский опрос с его согласия.
В ходе этого мероприятия, по данным “Ъ”, бывший эмиссар лидера самопровозглашенной Ичкерии Аслана Масхадова сначала сообщил свои так называемые установочные данные: в частности, что зарегистрирован в городе Грозном, в многоквартирном доме, расположенном на проспекте, который сейчас носит имя Владимира Путина.
Но большая часть вопросов к господину Закаеву касалась его взаимоотношений с людьми, которые, по версии СКР, были причастны к покушению на журналистку Анну Политковскую.
В частности, речь шла о ныне покойном бизнесмене Борисе Березовском. Господин Закаев, по данным “Ъ”, вспомнил, что познакомился с господином Березовским еще в 1996 году, когда тот на посту заместителя секретаря Совбеза России курировал ход российско-чеченских переговоров, которые привели к хасавюртовским соглашениям. А позже их общение возобновилось уже в Лондоне. Господин Закаев в ходе опроса также пояснил, что не был знаком и никогда не общался с ключевым фигурантом дела об убийстве Анны Политковской криминальным авторитетом Лом-Али Гайтукаевым, которого СКР считал главным организатором преступления (получил пожизненный срок и уже умер в колонии). Господин Закаев, по данным опроса, также рассказал, что с госпожой Политковской его познакомил Борис Березовский в 2003 году в Страсбурге — тогда журналистка взяла интервью у чеченского эмиссара и опубликовала его в «Новой газете». Господин Закаев, говорится в материалах опроса, уточнил, что с тех пор по телефону постоянно поддерживал отношения с журналисткой и «очень переживал за нее, так как она весьма жестко критиковала действия российских властей в Чечне». Как сообщил в ходе опроса господин Закаев, в последний раз он видел госпожу Политковскую в сентябре 2006 года, когда она приезжала в Лондон, и тогда он ее «настойчиво уговаривал не возвращаться в Россию». Однако она, как следует из материалов опроса господина Закаева, хотя и признавалась, что боится за свою жизнь, заявила, что «не может бросить свою работу».
В свою очередь, адвокат семьи Анны Политковской Анна Ставицкая сообщила “Ъ”, что предусмотренный российским законодательством адвокатский опрос Ахмеда Закаева был проведен из-за того, что ее клиенты остались недовольны результатами официального расследования дела об убийстве Анны Политковской, считая, что СКР так и не смог установить его заказчиков. По этому поводу ими была подана жалоба в Европейский суд по правам человека.
Как рассказала адвокат, опрос занял более двух часов, у госпожи Ставицкой были заранее заготовленные вопросы, на каждый из которых господин Закаев «подробно и развернуто отвечал».
Как отметила госпожа Ставицкая, господин Закаев назвал версию о его возможной причастности к убийству журналистки «Новой газеты» «бредовой». Господин Закаев, в частности, отметил, что после того, как он оказался в эмиграции, Анна Политковская «была практически единственным журналистом, который писал о его деятельности, включая правозащитную», а значит, планировать ее убийство с его стороны было бы абсурдом.
Отметим, что Ахмед Закаев в 2007 году уже давал показания следователям Генпрокуратуры в рамках расследования обстоятельств смерти Александра Литвиненко, бывшего офицера ФСБ. По этому делу господину Закаеву никаких обвинений не предъявлялось.
Напомним, что по приговору Мосгорсуда за убийство Анны Политковской Лом-Али Гайтукаев и его племянник Рустам Махмудов, стрелявший в журналистку, получили пожизненное заключение. Братья Ибрагим и Джабраил Махмудовы, следившие за жертвой, а также бывший милиционер Сергей Хаджикурбанов, организовавший слежку,— от 12 до 20 лет колонии.
Муса Мурадов, Владислав Трифонов - “Ъ”