
В интервью КАВПОЛИТу председатель экспертного совета Фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей» Григорий Трофимчук рассказал о своем видении отставки премьер-министра Грузии.
— Ираклий Гарибашвили внезапно озвучил свое решение покинуть пост премьер-министра Грузии. Вы согласны с тем, что за решением Гарибашвили стоит воля Иванишвили?
— За отставкой Гарибашвили стоит, в том числе неожиданно возникшая ситуация, связанная с возможным прогрессом (пока не скажу, что улучшением) в российско-грузинских отношениях. Эта ситуация поднималась подспудно, начиная с позиции Тбилиси по поводу антироссийских санкций, которые Грузия была готова поддержать только в «крымской» части, не более того.
Далее можно отметить возможность значительного перенацеливания потока туристов из РФ в Грузию, после известных событий на Ближнем Востоке и т.п. Следствием всего этого стало как бы «неожиданное» заявление о дальнейшей либерализации визовой сферы. Гарибашвили же не совсем вписывался в предполагаемую новую конструкцию.
Безусловно, на отставке сказалось и желание Иванишвили, так как он рассчитывал на большую активность молодого премьера, но на практике этого не произошло, так как молодое – не значит новое.
Григорий Трофимчук. Фото: novostink.ru
Ну и, наконец, сам Гарибашвили действительно собирается больше времени уделить предстоящим в 2016 году выборам, а пост премьера с его долей ответственности за экономику этому не сильно способствует.
— За последние годы Гарибашвили осложнил отношения не только с «Единым национальным движением», но и с республиканцами. Возможно ли, что Иванишвили принял решение убрать его, чтобы поставить на пост премьер-министра накануне парламентских выборов бесконфликтную фигуру? Чтобы не быть заложником конфликтов Гарибашвили?— До предстоящих парламентских выборов фигура премьер-министра по-любому будет временной, проходной и малоинтересной. Хотя и сами выборы теперь вполне могут стать досрочными, так как в таком случае легче решается вопрос и с отставкой правительства вслед за самим премьером, и подбором на все посты подходящих кандидатур.
Во всяком случае, такой расклад выглядит наиболее реальным, так как досрочные выборы позволят слегка отвлечь внимание избирателей на чисто техническую сторону, отведя его от собственно экономики.
Сейчас это будет не «новый премьер-министр», а временная фигура. Да, многие сходу кивают на Квирикашвили, Каладзе и т.д. Однако наиболее неожиданным, мутным, со всех точек зрения, ходом было бы назначение на эту должность русско-украинской фамилии Сергеенко.
В этом случае и Бурджанадзе можно было бы сказать: вот, видите, назначили на высокий пост русского, чего вам еще надо. Напомню, что именно эта фигура рассматривалась в качестве основной на пост премьера, когда его покинул сам Иванишвили.
— Помимо ухода Гарибашвили стоит ли ожидать, что с поста будут сняты некоторые министры?
— Такая схема предполагается Конституцией Грузии. Значительная часть министров пока что могут быть просто переназначены, как это зачастую и происходит в подобных случаях, с приданием им приставки «временно исполняющих».
Об абсолютно новых кандидатах на все ключевые посты надо думать уже после выборов, сейчас это никому не нужно. Возможно, для такой замены лиц все это и начиналось.
Состав правительства страны меняется постоянно, и в этом нет никакой сенсации. В результате в небольшой по размерам Грузии почти не осталось людей, которые бы не были при власти в то или иное время и в том или ином виде.
В небольшой по размерам Грузии почти не осталось людей, которые бы не были при власти в то или иное время и в том или ином виде
— Можно ли говорить, что раз Тинатин Хидашели не фигурирует в списке кандидатов, то сменой фигуры премьер-министра Иванишвили хочет угодить и внешним партнерам — США и РФ, выбрав вместо провокационной фигуры более лояльную?
— Естественно, тут опасно делать крен в какую-то одну сторону, поэтому наиболее простой вариант – по типу «и вашим, и нашим». Раздражать какую-то из сторон нет никакого смысла. Но я бы поостерегся изображать Иванишвили, как это зачастую делается, в качестве пророссийской фигуры.
Все далеко не так однозначно, как показалось кому-то в 2012-2013 годах. Поэтому такие фигуры, как действующий министр обороны Грузии Тинатин Хидашели, имеют значение. Они как раз и являются для Иванишвили удобным балансом, механизмом для регулирования ситуации в нужную сторону в любой момент.
Особенно удобно иметь таких людей в первом властном ряду, если планируется активизация грузино-российских отношений. Это примерно тот же вариант, как и с либералами в правительстве РФ.
Если говорить в целом, то действующая власть хочет сохранить для себя существующее положение вещей даже на фоне резко ухудшившейся мировой и региональной обстановки — простым техническим путем, сменой персональной конфигурации, так как на явную победу в экономике претендовать сейчас сложно.
0 Распечатать