18 сентября
21 февраля 2014 41876 24

"В Дагестане десятки бандгрупп, почти две сотни активных боевиков"

О возможных итогах визита в республику по особому поручению Владимира Путина
Фото:riadagestan.ru
Фото:riadagestan.ru

usahlkaro Расул Кадиев юрист

Если бы не ссылки на особое поручение Владимира Путина, то визит в Дагестан одного из шести заместителей Секретаря СБ РФ можно было бы расценивать как стандартный. Сам «посланник» очень интересный человек, проработавший более 30 лет во внешней разведке. Таким людям доверяют особые политические миссии.  

Национальный вопрос

Владимир Назаров заявлял, что его визит проходит в рамках подготовки расширенного заседания Совета безопасности по важной теме. «Противодействие угрозе суверенитету и территориальной целостности РФ… Также по поручению президента ведется подготовка оперативного совещания Совета безопасности по предотвращению конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений. Эти две темы актуальны и тесно связаны между собой», – добавил он.

Дагестан часто служил для политиков примером межнационального мира. Владимир Назаров повторил этот тезис, но в прошедшем времени: «Мы все помним, как на протяжении долгого времени Дагестан представлял собой образец устойчивого развития, повышения благосостояния жителей республики, разумного и взвешенного решения межнациональных проблем. Славился высоким уровнем общественной безопасности».

Но сегодня «как мы знаем, органам власти республики совместно с территориальными органами федерального подчинения и федеральным центром приходится принимать громадные усилия для восстановления утраченных позиций».

Значит, Дагестан утратил статус примера межнационального мира, и в республике вдруг проявилось множество проблем.

Владимир Назаров в конце выступления опять обостряет внимание: «Многонациональность Дагестана – это достояние республики, требующее внимательного и бережного отношения. Это особенно важно понимать с учетом нового федерального закона в сфере межнациональных отношений, который определяет дополнительные полномочия и ответственность республиканского руководства».

Зачем посланник президента РФ сначала ставит плохой диагноз ситуации с межнациональными отношениями в Дагестане, а затем напоминает об ответственности республиканского руководства? И не кому-нибудь, а Рамазану Абдулатипову, одному из ведущих экспертов в области межнациональных отношений, бывшему министру по национальным отношениям, автору концепции межнациональной политики и т.п.? И почему не оглашено, в чем именно проблемы?

Назаров: «Многонациональность Дагестана – это достояние республики, требующее внимательного и бережного отношения»

Это явно не комплименты Абдултипову. Если бы Владимир Назаров приехал набраться опыта, то слова его были бы похвальными, а не угрожающими ответственностью. Значит, по мнению Москвы, Рамазан Абдулатипов в межнациональных отношениях совершает ошибки, которые потребовали вмешательства специального посланника Президента РФ. 

твитнуть цитату
Назаров: «Многонациональность Дагестана – это достояние республики, требующее внимательного и бережного отношения»

Оперативная обстановка

Владимир Назаров не очень оптимистично оценил оперативную обстановку: «Однако, несмотря на все усилия, на территории Дагестана продолжают действовать десятки бандгрупп, почти две сотни активных боевиков, не считая пособников. За прошлый год они совершили более 170 преступлений террористической направленности. На Дагестан приходится 82% от общего количества преступлений, совершенных на территории всего Северного Кавказа».

Возможно, что корреспондент РИА «Дагестан» не совсем верно понял Назарова, так как, по данным МВД РФ, из 71542 преступлений, совершенных на территории СКФО, в Дагестане совершено 14003 преступления.

Владимир Петрович пользуется данными ФСБ, поэтому говорит о 170 преступлениях «террористической направленности», тогда как, по официальной статистике прокуратуры, в 2013 году в Дагестане совершено 365 преступлений «террористического характера», что ровно на 70 преступлений больше, чем в 2012 году.

К сожалению, говоря о количестве членов бандгрупп, Назаров подтверждает тенденцию ухудшения обстановки. Так, на прошедшем 11 октября 2013 года заседании республиканской антитеррористической комиссии руководитель УФСБ по РД Андрей Конин доложил, что в республике действуют 12 групп численностью около 150 человек.

А уже сейчас, спустя три месяца, заместитель секретаря СБ России говорит, что у нас «десятки бандгрупп, почти две сотни активных боевиков». Такой рост бандгрупп и членов НВФ в ответ на непрекращающиеся удачные спецопераци? Все это как-то странно. На этом фоне активно идут разговоры о смене руководителя УФСБ по Дагестану. Одним словом, ситуацию переломить в 2013 году не получилось.

О доверии

Владимир Назаров указывает, что «многое зависит от восстановления доверия к органам власти, поддержки населения в политике оздоровления системы республиканских механизмов управления и подбора компетентного, не связанного с криминалом, руководящего состава, особенно в муниципальных структурах власти».

С одной стороны, здесь стандартный набор слов, которые часто можно услышать на всех заседаниях антитеррористической комиссии. Но зачем для этого приезжать по поручению Президента РФ в Дагестан заместителю секретаря СБ РФ?

И потом, зачем через год руководства Рамазана Абдулатипова в его присутствии говорить о необходимости повышать доверие населения к власти, если везде пишут о высоком доверии к Абдулатипову? И о каком криминале в «муниципальных структурах власти» идет речь? Это что еще за намеки? Неужели это «эхо» спора начальника УФСБ России с одним из руководителей муниципального образования на недавнем расширенном заседании АТК?

твитнуть цитату
Зачем через год руководства Рамазана Абдулатипова в его присутствии говорить о необходимости повышать доверие населения к власти, если везде пишут о высоком доверии к Абдулатипову?

Выводы

По итогам визита специального посланника Рамазан Абдулатипов будет выставлен главным виновником отсутствия улучшения оперативной обстановки в республике. Логика у «силовиков» очень простая, и она была озвучена Назаровым:

а) силовики делают все, что должны;

б) силовой путь борьбы с терроризмом не главный, здесь важны социально-политические, экономические и информационные инструменты для пресечения пополнения рядов НВФ;

в) указанные ресурсы находятся в ведении органов исполнительной власти Дагестана;

с) Рамазан Абдулатипов — высшее должностное лицо республики.

Боюсь, что ссылки на дефицит бюджета и опубликованные в СМИ рейтинги Рамазану Гаджимурадовичу не помогут. И если даже будут оперировать ими, мне кажется, что его доводы будут перекрыты данными оперативной информации о деятельности органов государственной власти Республики Дагестан. 

40 Распечатать

Наверх