
В эти дни политическая жизнь в Старом Иерусалиме выглядела так: после вечернего намаза – стихийный митинг до ночной молитвы, потом толпа быстро рассасывается, но в полицейских летит «ритуальная» бутылка с водой. В пятницу они в ответ стреляли боевыми, в субботу – резиновыми, в воскресенье – в воздух, в понедельник просто не стали отвечать… А во вторник израильские власти решили «прогнуться».
Вторник начался с хороших новостей: израильское правительство объявило, что демонтирует рамки металлодетекторов у входа в мечеть Аль-Акса.
Вчера они еще стояли, и иерусалимские мусульмане отказывались проходить через них, намаз читали прямо на улицах, прилегающих к воротам Баб Аль-Маджлис и Баб Аль-Асад. Сегодня все как вчера: стоят многочисленные полицейские кордоны, все молятся на улицах, только рамок уже нет.
Рамки металлодетекторов днем ранее. Фото: Орхан Джемаль
Вход в мечеть Аль-Акса уже без рамок металлодетекторов. Фото: Орхан Джемаль
В эти дни политическая жизнь в Старом Иерусалиме выглядела так: днем, пока жара, все относительно спокойно, полицейские демонстрируют свое право сильного, все дальше и дальше оттесняя мусульман от священной мечети.
В субботу и воскресенье на территорию мечети не пускали без досмотра.
В понедельник перестали пропускать уже и в прилегающие к ней переулки.
В итоге мусульмане вставали на намаз прямо на центральной улице Аль-Вад, отсекая туристов, входящих через Дамасские ворота от Стены Плача.
Туристы робко протискивались вдоль стен, местные еврейские фундаменталисты в сатиновых лапсердаках, фетровых шляпах и башмаках, похожих на те, что обували лет сто назад мальчики в сиротских приютах, демонстративно топали прямо по молитвенным коврикам, не обращая внимания на ропот мусульман.
Мой сосед сказал: даже хорошо, что иностранцы видят, в каких условиях приходится жить мусульманам.
Я ответил, что он просто не понимает их психологию: турист проклинает любую помеху на своем пути, а в Иерусалим приезжает не ради людей, а ради камней. Если бы 2000 лет назад Христос, несущий свой крест, помешал туристу пройти, он бы и его проклял.
К вечернему намазу в Старый город и на окрестные улицы стекаются уже тысячи мусульман. После вечернего намаза никто не расходится, и начинается стихийный митинг, который затягивается до ночной молитвы.
Потом толпа на удивление быстро рассасывается, только под самый конец кто-нибудь швыряет в полицейских бутылку воды. И полиция, и журналисты знали, что это обязательно произойдет, и к этому моменту не спеша расстегивали рюкзаки и натягивали каски.
Тель-Авив испугался не молитв у Аль-Аксы, а международной реакции, и первую скрипку в этом сыграл король Иордании Абдалла Второй
Под скандирование «Хайбар, хайбар йа йахуд» (сражение в 629 году, когда мусульмане разбили евреев, проживавших в оазисе Хайбар недалеко от Медины, ныне это Саудовская Аравия) ритуальная пластиковая полуторалитровка шлепалась под ноги полицейским, и те в ответ начинали стрельбу.
В пятницу стреляли боевыми, в субботу – резиновыми, в воскресенье – в воздух, а в понедельник просто не стали отвечать огнем на прилетевшую бутылку.
Хотя людей собрались тысячи, и все были на взводе, можно сказать, что протест носил мирный характер. Разве что в пятницу помимо бутылки летели еще и камни. А во вторник правительство Израиля «прогнулось».
Строго говоря, Тель-Авив испугался не молитв у Аль-Аксы, а международной реакции. И первую скрипку в этом сыграли даже не Соединенные Штаты, убеждавшие Нетаньяху, что сейчас не время обострять, не Рамзан Кадыров, поддержавший палестинские протесты (кстати, любопытно, почему промолчали Евкуров, Абдулатипов, Минниханов), а король Иордании Абдалла Второй.
Фото: Орхан Джемаль
В воскресенье на охранника израильского посольства в Аммане напал молодой араб. Честно говоря, нападение выглядело как-то странно: рабочий, пришедший собирать мебель в съемной квартире израильтянина, несколько раз ткнул его отверткой.
Получивший легкие ранения охранник застрелил сборщика мебели, а заодно и хозяина арендованной квартиры. Больше похоже на бытовую ссору, а не на теракт.
Мусульмане Иерусалима на полумеры не согласны: пусть не только убирают рамки, но и отменяют прочие оскорбительные для них ограничения
Однако в итоге и охранник, и прочие диппредставители еврейского государства оказались кем-то вроде заложников. После переговоров между королем Абдаллой и премьер-министром Нетаньяху им, в том числе и раненному отверткой охраннику, позволили покинуть Иорданию.
На этом фоне прозвучало решение израильских властей демонтировать металлодетекторы.
Если учесть, что семьи заключенных в израильских тюрьмах иорданцев требовали отпускать охранника не иначе как в обмен на родственников, для евреев торг прошел достаточно успешно. А Абдалла Второй, «прогнувший» Нетаньяху на металлодетекторы, являющийся попечителем Аль-Аксы по договору от 1994 года, продемонстрировал, что он не просто обладает почетным статусом, а реально способен влиять на ситуацию.
Тем не менее мусульмане Иерусалима «прогиб» не зачли. Общая установка пока выглядит так: на полумеры не согласны, пусть не только убирают рамки, но и отменяют прочие оскорбительные для них ограничения вроде сверхчувствительных «раздевающих» сканеров, которые могут показать, что люди проносят под одеждой, так как на них человек выглядит голым.
Подобные камеры устанавливались в аэропортах США и вызывали недовольство пассажиров-американцев, посчитавших себя униженными.
3 Распечатать