Вольнолюбивый характер казаков не раз приводил их к бунтам, в результате которых они теряли либо жизнь, либо Родину.
После подавления Булавинского восстания мятежные казаки под руководством донского атамана Игната Некрасова бежали в Турцию, а их потомки вернулись лишь при советской власти.
Какие уроки из истории стоит извлечь современным казакам, на казачьей научно-практической конференции в Ставрополе, посвященной хоперцам — основателям города, наставлял протоирей Михаил Моздор.
С давних времен казаки жили на нашей общей русской земле, стремясь сохранить свою вольницу, особый уклад жизни казачьей, стремясь к лучшей доли. Это стремление естественно для каждого человека. Оно имеет свое логическое основание в Новом Завете, где сказано: «Нет никого, кто испытывал бы ненависть к своей плоти, но каждый питает и греет ее».
Внешние условия тоже способствовали этому стремлению, потому что и 1000 лет назад, вчера и сегодня русская земля была и остается обширной и богатой.
Самый простой путь отобрать все — это ослабить нас, разделить, натравить друг на друга
Нужно сказать, что казаки много потрудились, им принадлежит заслуга, что рубежи нашей Родины не только защищались и охранялись, но и расширялись далеко на Юг и Восток.
Но, к сожалению, и в прошлые времена многие соседние государства с завистью смотрели на нашу землю, стремясь получить какую-то ее часть со всеми ее богатствами. И сегодня политические деятели за рубежом говорят, что несправедливо Россия наделена такими обширными территориями и природными богатствами.
Самый простой путь отобрать все — это ослабить нас, разделить, натравить друг на друга. Поэтому сегодня мы должны также сказать и о потерях, которые казаки несли на протяжении всей своей истории, не только боевых, но и потерях, когда часть откалывалась и уходила на чужбину.
Александр Васильевич Суворов в своем трактате «Наука побеждать» среди многих качеств воина, во многом присущих казакам на протяжении всех их истории, таких как храбрость, стойкость опрятность, упоминает дисциплину.
Дисциплина — это самоконтроль, осознанное стремление к определенным правилам. И вот эта дисциплина необходима не только в вопросах воинской службы, но и в вопросах веры.
Значение дисциплины повышается по мере того, как расширяется возможность человеческого действия. Казаки всегда жили у границ государства, где вольность их в меньшей степени ограничивалась, чем тех, кто жил в центральных регионах.
Отчасти в этом были негативные стороны, потому что внимание правящих епископов не доходило до казачьих станиц.
Дисциплина необходима не только в вопросах воинской службы, но и в вопросах веры
Очень часто казаки сталкивались с несправедливостью, жестокостью со стороны царя и чиновников, и в этих условиях, когда граница не имела контрольно-следовой полосы, многие принимали решение и уходили. Они считали, что не столь важно на сотню верст севернее живут казаки или южнее.
Когда сохранялся особый уклад, самоуправление казачье, многие не замечали и не задумывались о том, кому присягнул атаман — русскому царю или турецкому султану. Но проходили десятилетия, и со временем наблюдалось, что широта души казачьей теперь ограничивалась до сектантских рассуждений. При сохранении внешней атрибутики наблюдалось постепенное вырождение, а то и вымирание.
Еще сложней прочертить контрольно-следовую полосу в вопросах веры, в душе человека.
Очень часто казаки сталкивались с несправедливостью, жестокостью со стороны царя и чиновников
Да, действительно, казаки были православным воинством. Казаки проявляли стойкость в вере, когда от них каленым железом требовали принятия ислама. Казаки проявляли принципиальность в вопросах веры, когда испытывали притеснения, оскорбления со стороны польской шляхты в рамках Речи Посполитой.
Но при этом очень легко поддавались идеологической обработке своих доморощенных сектантов-раскольников. И очень часто эта обработка становилась началом разделения, началом переселения на чужбину.
Казаки проявляли принципиальность в вопросах веры, когда испытывали притеснения
Конечно, православный священник мог на круге чинить препятствия к таким поползновениям, потому что понимал, что без православного епископа ему исполнять свой пастырский долг будет очень сложно. Хотя бы потому, что только патриарх освящает святое миро перед пасхой.
Каждый год оно распределяется по епархиям, по приходам. Невозможно покрестить младенца без миропомазания. Если у священника есть флакон мира, когда он уезжает на чужбину, он понимает, что скоро флакон закончится, и крещение будет неполноценным.
Но неудобного священника можно было поменять на самозванца, проходимца, который будет говорить, что хотят услышать. Его можно назвать священником и не проверять, насколько канонические его представления. Поэтому возникает множество сложностей и противоречий.
На конференции прозвучало, что претерпели казаки-некрасовцы.
Сокровище Кумской долины http://t.co/auedfBmcr5
— Любовь Баева (@auction_tour) May 2, 2015
У меня нет никаких оснований защищать Петра I, который упразднил Патриаршество. Но вместе с тем, что за священники наставляли казаков-некрасовцев в самом начале бунта Кондратия Булавина? Почему эти священники не призывали проявить снисхождение к пленным офицерам?
Казаки предпочли уйти в Турцию. И такие же казаки, находясь в крепости Баязет, считали, что лучше взорвать себя, чем попасть в руки турок.
У нас в семинарии учился студент из казаков-некрасовцев. Я ему задавал вопрос: почему казаки-некрасовцы переселились в Турцию?
Последовал ответ: «Потому что турецкий султан был более веротерпимым и более уважительно относился к казачьим традициям, чем русский царь».
Я ему посоветовал: «Ты не вздумай сказать это в присутствии болгар, сербов, греков, армян, иначе они тебя просто побьют».
Жили казаки-некрасовцы среди «веротерпимых» турок, а потом перебрались сюда, к «веротерпимым» большевикам, «более внимательным к казачьим традициям».
Жили казаки-некрасовцы среди «веротерпимых» турок, а потом перебрались сюда, к «веротерпимым» большевикам
Тут очень много противоречий, и начинаются они в вопросах духовного окормления казаков.
В 1612 году во время смуты большая часть казаков проявила стойкость в вере. Казаки, конечно, нуждались в содержании за свой воинский ратный труд, должны были получать довольствие.
Во время смуты, во время действий Лжедмитрия Первого и Второго они имели выбор, у кого взять это довольствие — у поляков или из Троице-Сергиева монастыря, откуда их призывали к защите Отечества.
Причем надеяться на содержание обители было сложнее, потому что она подвергалась осаде, нападениям поляков. А поляки к этому времени награбили много.
Тем не менее, в ущерб себе казаки поддержали ополчение, помогли освободить страну.
В ущерб себе казаки поддержали ополчение, помогли освободить страну
В период смуты 1917 года большая часть казаков, конечно, устали от Первой мировой войны, устали гнить в окопах и не обратили внимания на декрет советской власти об отделении государства от церкви, по которому церковь лишалась всего своего имущества, теряла права юридического лица.
Конечно, по этому декрету религиозные общины могли получать в бесплатное пользование и здания, и утварь, но церкви все это уже не принадлежало. По закону запрещалось преподавание религии. Таким образом, все духовные учебные заведения были поставлены вне закона.
Казаки не обратили внимания на призывы патриарха Тихона, который говорил о грабежах и насилии среди иноверцев, призывал прекратить то и другое.
Не заметили послания патриарха, которое читалось во всех храмах по поводу Брестского мира.
Часть казаков поддалась пропаганде большевиков, которые говорили, что они тоже народная власть
Большевики в окопах поднимали солдат против своих офицеров, говоря, что царица работает в пользу немцев. А вот в марте 17 года большевики немцам отдали огромные территории в Прибалтике, в Белоруссии, на Украине почти до самой земли Войска Донского.
Часть казаков поддалась пропаганде большевиков, которые говорили, что они тоже народная власть и будут, почти как казаки на круге, решать насущные проблемы. Что потом стало с казаками, мы все прекрасно знаем.
Поэтому, братья-казаки, сегодня, когда возрождается казачество, на этом взлете мы также испытываем воздействие извне, провокации, в том числе религиозного характера, и должны разбираться в вопросах веры с тем, чтобы сохранять единство в служении Богу и Отечеству.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции "Кавполита"
2 Распечатать