
О том, что «Сувенирный рынок» в Нальчике, в народе его чаще называют «балкарский» или «козий», будет реконструирован стало известно еще весной этого года, но по истечении почти 7 месяцев проект приостановлен после «бунта» торгующих на базаре женщин.
К этому времени два ангара, в которых в основном торговали готовой одеждой и меховыми изделиями, уже снесены, на месте одного из них появился большой крытый корпус.
В ближайшее время планируется приступить к строительству второго павильона, а для этого начали расселять торговые точки уже внутри шерстяного рынка, что и вызвало недовольство женщин, торгующих связанными своими руками изделиями.
«Балкарский рынок» - единственное место, где по минимальным ценам может одеться взрослый человек и приобрести детские вещи
Финансовый рай для туриста
Расположен рынок в курортной зоне «Долинск». Туристы, по традиции, закупают подарки для своих родных именно здесь. На многочисленных форумах гости республики с теплотой вспоминают шерстяной базар и советуют всем непременно посетить его.
Балкарский рынок, наверное, единственное место, где по минимальным ценам может одеться взрослый человек и приобрести детские вещи.
К примеру, купить детские шерстяные носочки – 3 пары всего за 100 рублей, или детскую жилетку, расшитую цветочками и нехитрыми узорами, в пределах 70-100 рублей, женскую кофточку за 300 рублей.
Хотя, безусловно, наводить порядок на рынке нужно. Женщины торгуют практически под открытым небом, прилавки каждая обустроила на свой лад: принесли из дома стулья, затянули торговые точки брезентами, чтобы дождь не испортил товар, а некоторые расположились прямо на земле.
Подъезд к рынку крайне опасен: дорога гравийная, а из-за крутого поворота не видно встречной машины. Парковок явно не хватает.
Как расходовались деньги, собираемые с каждой въехавшей машины (по 10 рублей) и с торгующих женщин остается большой загадкой. Хотя, если судить по состоянию рынка, в его обустройство давно ничего не вкладывалось.
Но при этом заносить шерстяные вещи в крытый ангар нельзя. Как рассказали нам продавщицы на рынке, шерстяные вещи должны находиться в проветриваемом месте, без этого они теряют внешний вид. Кроме того, в закрытом помещении запах шерсти может вызвать аллергическую реакцию.
Завлечь архитектурой
Решение об обновлении базара было принято на встрече мэра Нальчика Арсена Алакаева с руководством рынка.
Официальный сайт городской администрации сообщил, что делается это в целях «... повышения архитектурной привлекательности объекта, совершенствования транспортной и инженерной инфраструктуры...».
«Глава городской администрации Арсен Алакаев отметил, что сувенирный рынок является одним из самых посещаемых мест туристами и гостями республики и необходимо прилагать все усилия для повышения качества предоставляемых услуг и продвижение благоприятного имиджа республики и ее столицы», – сказано в пресс-релизе.
Департаменту архитектуры и градостроительства администрации совместно с руководством рынка поручено разработать современный архитектурный проект, провести модернизацию и благоустройство территории. Власти обещали упорядочить торговые места, оборудовать их всем необходимым, в том числе уборными.
Те, кто вяжут своими руками и приходят на рынок не чаще чем раз в неделю, то есть не приносят владельцам дохода, остаются на улице
По сарафанному радио
Однако решение о реконструкции вызвало бурную реакцию. Женщины, торгующие на рынке, вспомнили советские времена, когда мастерицам запрещалось заниматься рукоделием. Тогда определенного места для торговли шерстяными изделиями не было, продавать связанные своими руками вещи приходилось буквально на ходу – с сумками наперевес, чтобы успеть убежать от милицейских рейдов.
Усугубило ситуацию то, что с людьми официальные лица не встречались, объяснить, что происходят на самом деле, никто не удосужился. Все строилось на слухах: якобы торговые точки будут предоставлены только тем, кто занимается перепродажей, рукодельницы скорее всего останутся без мест или будут переселены на необустроенный участок в пойме реки. Кроме того, говорили о повышении арендной платы в разы, вытянуть которую буквально на копеечном товаре женщины не смогут.
Элементарно в грязь лицом
Как рассказал местным СМИ руководитель департамента экономического развития, потребительского рынка, поддержки предпринимательства администрации города Нальчика Ислам Ашхотов, женщинам, которые сами вяжут, а не занимаются скупкой и продажей будет предоставлено около 25 мест, расположить их предполагается на улице.
Со слов чиновника, в новые павильоны благоустроены, а «…торговые точки станут яркими и большими, чтобы элементарно в грязь лицом не ударить перед отдыхающими…».
Насильно переходить в новый корпус власти никого не заставляют, подчеркнул чиновник. Желающим торговать на улице будут предоставлены социальные места.
Для балкарок вязание традиционный вид деятельности. Ручной труд спас народ от голода во время депортации
Всего в новом павильоне создано 165 торговых мест, площадь каждой точки около 7 квадратных метров. Внутри установлена система видеонаблюдения.
Из слов чиновника следует, что новые комфортные условия создаются для тех, кто занимается перекупкой, то есть платят владельцам рынка ежемесячную арендную плату. А те, кто вяжут своими руками и приходят на рынок не чаще чем раз в неделю, то есть не приносят владельцам дохода, опять же остаются на улице.
Не от хорошей жизни
К вязанию на спицах, или на машинках балкарские девчонки приучаются с самого детства, а привычка не сидеть сложа руки остается на всю жизнь. Вот и женщины, с которой удалось поговорить журналисту КАВПОЛИТа, даже во время беседы не выпускают из рук спицы.
«Мы стоим здесь и в жару, и в холод не от хорошей жизни. Я торгую шерстяными изделиями, вроде обещали, что у нас будут свои торговые места. Для многих торговля на этом базаре является единственным источником дохода семьи, есть многодетные мамы, пенсионерки», – отметила продавщица по имени Аслижан.
С ее слов место было выделено много лет назад именно под рынок шерстяных изделий. «Для балкарок вязание традиционный вид деятельности. Ручной труд спас наш народ от голода во время депортации, уберег от разорения в тяжелые 90-е годы прошлого века. Но всё время балкарских вязальщиц притесняют. Нам сказали, если хотите, можете жаловаться, но решение о реконструкции рынка уже принято», – сказала она.
Как рассказал КАВПОЛИТу продавец шерстяными и синтетическими нитками по имени Халис, павильон, который успели снести, был построен на деньги арендаторов.
«Я тоже вкладывал свои деньги, но тогда нам их восполнили с аренды. А сейчас я заплатил 120 тысяч за новую точку. Скорее, эти деньги нам никто не вернет. Кроме того ежемесячная аренда около 5 тысяч рублей, плюс оплата за тепло и освещение. Я вообще не хотел в новый павильон, собирался торговать из машины. Люди идут на рынок только по воскресеньям. В основном наши покупатели отдыхающие в санаториях, но сейчас большинство из них пустуют», – заявил продавец Халис.
Маленький магазинчик «Кавказские сувениры» располагался прямо напротив входа в новый павильон. Со слов продавщицы, ни чиновники из администрации города, ни управляющий рынком с людьми не встречались, ничего им не объясняли.
«Посмотрите, какие торговые точки предлагаются взамен. Они больше похожи на клетки, но продают их за баснословные деньги. Здесь такой торговли нет, чтобы вытянуть ежемесячную аренду плюс оплатить стоимость места (120 тысяч рублей).
Как рассказал КАВПОЛИТ продавец шерстяными и синтетическими нитками по имени Халис, павильон, который успели снести, был построен на деньги арендаторов. «Я тоже вкладывал свои деньги, но тогда нам их восполнили с аренды. А сейчас я заплатил 120 тысяч за новую точку.
Скорее, эти деньги нам никто не вернет. Кроме того ежемесячная аренда около 5 тысяч рублей, плюс оплата за тепло и освещение. Я вообще не хотел в новый павильон, собирался торговать из машины. Люди идут на рынок только по воскресеньям. В основном наши покупатели отдыхающие в санаториях, но сейчас большинство из них пустуют»,- сказал он.
Маленький магазинчик «Кавказские сувениры» располагался прямо напротив входа в новый павильон. Со слов продавщицы, ни чиновники из администрации города, ни управляющий рынком с людьми не встречались, ничего им не объясняли. «Посмотрите, какие торговые точки предлагаются взамен. Они больше похожи на клетки, но продают их за баснословные деньги. Здесь такой торговли нет, чтобы вытянуть ежемесячную аренду плюс оплатить стоимость места (120 тысяч рублей).
Как рассказал КАВПОЛИТ продавец шерстяными и синтетическими нитками по имени Халис, павильон, который успели снести, был построен на деньги арендаторов. «Я тоже вкладывал свои деньги, но тогда нам их восполнили с аренды. А сейчас я заплатил 120 тысяч за новую точку.
Скорее, эти деньги нам никто не вернет. Кроме того ежемесячная аренда около 5 тысяч рублей, плюс оплата за тепло и освещение. Я вообще не хотел в новый павильон, собирался торговать из машины. Люди идут на рынок только по воскресеньям. В основном наши покупатели отдыхающие в санаториях, но сейчас большинство из них пустуют»,- сказал он.
Маленький магазинчик «Кавказские сувениры» располагался прямо напротив входа в новый павильон. Со слов продавщицы, ни чиновники из администрации города, ни управляющий рынком с людьми не встречались, ничего им не объясняли. «Посмотрите, какие торговые точки предлагаются взамен. Они больше похожи на клетки, но продают их за баснословные деньги. Здесь такой торговли нет, чтобы вытянуть ежемесячную аренду плюс оплатить стоимость места (120 тысяч рублей)
Как рассказал КАВПОЛИТ продавец шерстяными и синтетическими нитками по имени Халис, павильон, который успели снести, был построен на деньги арендаторов. «Я тоже вкладывал свои деньги, но тогда нам их восполнили с аренды. А сейчас я заплатил 120 тысяч за новую точку.
Скорее, эти деньги нам никто не вернет. Кроме того ежемесячная аренда около 5 тысяч рублей, плюс оплата за тепло и освещение. Я вообще не хотел в новый павильон, собирался торговать из машины. Люди идут на рынок только по воскресеньям. В основном наши покупатели отдыхающие в санаториях, но сейчас большинство из них пустуют»,- сказал он.
Маленький магазинчик «Кавказские сувениры» располагался прямо напротив входа в новый павильон. Со слов продавщицы, ни чиновники из администрации города, ни управляющий рынком с людьми не встречались, ничего им не объясняли. «Посмотрите, какие торговые точки предлагаются взамен. Они больше похожи на клетки, но продают их за баснословные деньги. Здесь такой торговли нет, чтобы вытянуть ежемесячную аренду плюс оплатить стоимость места (120 тысяч рублей).
Балкарские женщины устроили акцию протеста на рынке в Нальчике.
— Кавказский Узел (@caucasianknot) 19 октября 2017 г.
Подробнее http://t.co/8Uouf7ILFN
Видео http://t.co/OjyvhlRrz7
К сожалению, балкарский рынок потерял свою изюминку, этническую окраску. Пусть старые места не обустроены, но они были разнообразны, не похожи друг на друга. Люди приходили сюда как в музей: смотрели, удивлялись. Со строительством этого ангара все рынки в городе стали одинаковыми. Ничего исторического, напоминающего о традиционных ремеслах балкарцев не сохраняется. Да, конечно, с одной стороны станет удобнее как продавцам, так и покупателям. Но колорита национального уже нет», – говорит продавщица в сувенирном киоске.
«Это наш ручной труд, держим дома коз, баранов, обрабатываем их шерсть. С кустарного производства не имеют права арендную плату брать. Я стою под этими навесами 25 лет, но новое руководство рынка решило все это изменить. Самое обидное, нам ничего не объясняют, нынешний директор рынка, я даже не знаю его имени, хамит женщинам. Он ссылается на то, что это его частная собственность и он будет делать все, что захочет, но ведь и с людьми надо считаться», – возмущается женщина по имени Зоя Занкишиева.
Пойдем к Белому дому
Когда материал уже был готов к печати, стало известно, что торгующие на козьем рынке женщины обратились к главе КБР Юрию Кокову с просьбой разобраться в ситуации с рынком.
В письме, которое они направили в среду, 18 октября, на официальный сайт главы они просили вернуть рынок в собственность города.
«Кто настоящий владелец земли и на каком основании она приватизирована тщательно скрывается. Единственное, что нам известно, на этой территории владелец собирается создать аквапарк и другие развлекательные точки», – говорится в обращении.
Женщины, доведенные до отчаяния действиями владельцев рынка, решили бастовать. Они потребовали вернуть рынок из частной в муниципальную собственность и предать ему статус этнического.
«Оставьте нас в покое, мы ни у кого не просим помощи, своим трудом содержим семьи»,- возмущались они и даже обещали выйти к Белому дому, если их требования не будут услышаны.
Как рассказала Кундуз Султанова, место в новом ангаре стоит 120 тысяч, а тем, кто не хочет переезжать туда, предлагают необорудованные точки – площадью менее квадратного метра.
«По новым расценкам (аренда и налоги) нам придется платить до 10 тысяч в месяц. Получается, мы будем работать себе в убыток. Но как нам кормить детей, мой сын был полицейским, погиб от рук бандитов, двое детей остались без отца. Сейчас я живу ради них. На моей памяти балкарский рынок уже четвертый раз переселяют с места на места. Сюда туристы приходят не за турецкими платьями, а за связанными нашими руками вещами», – рассказала она.
«Козий рынок» будут реконструировать : #Общество : #ГородНальчикRu http://t.co/swJoPMuZCW
— Город Нальчик (@gorodnalchik) 5 апреля 2017 г.
В тот же день около 20 женщины были приглашены на приём к мэру Нальчика Арсену Алакаеву, куда позвали и владельца рынка Залима Ажиева.
Ажиев отметил, что новый ангар отвечает всем требованиям безопасности, кроме того он отапливается, вентилируется, освещается. «Сейчас требования жесткое, в навесах, в которых стоите вы, торговать уже не разрешается. Если не соблюдать нормы безопасности, к нам будут применены санкции, вплоть до ограничения работы рынка», – сказал он и обещал передвинуть их навесы на новую точку за свой счет. «Я в любом случае буду строить там павильон», – добавил он в ответ на их возмущения.
Со слов владельца рынка, после реконструкции будут созданы отдельные, так называемые холодные, места для торгующих шерстяными вещами.
Арсен Алакаев отметил, что рынок имеет туристическую привлекательность, «… туда мы гостей своих возим…». «Но в каком состоянии он находится сейчас, таких на Северном Кавказе уже нет. Его привлекательность в том, что там продаются изделия местных рукодельниц, без этого он превратиться в обычный рынок», – сказал он.
В #КБР в #Хасанье сносят #КозийРынок, милый балкарский базарчик, куда ездили все, в том числе и туристы - землю перепродали
— Nadezhda Kevorkova (@KevorkovaNadia) 22 октября 2017 г.
Выслушав обе стороны, Арсен Алакаев распорядился до выяснения обстоятельств передачи рынка из муниципальной в частную собственность, приостановить строительные работы на рынке и обещал лично посмотреть как идут работы по реконструкции.
Как есть – лучше
К утру четверга (19 октября) страсти не улеглись. Собираться женщины стали задолго до приезда мэра и чиновников из городской администрации.
«Разворотили наш базар, прогоняют со своих мест туда, где стоянка машин. Посмотрите, во что превратили рынок!», «Нам не нужна никакая реконструкция, оставьте все как есть!», «Почему на месте нашего рынка строят ангар, почему его нельзя возвести в другой точке?», «Почему никто не считается с нашим мнением?», «Кто продает дорогой турецкий товар, пусть торгует в ангарах, у нас товар копеечный, денег на такую аренду нет», – возмущались они.
Арсен Алакаев, как и обещал, приехал на рынок, осмотрел новый павильон и торговые точки, которые подлежат переносу. В беседе с женщинами он отметил, что «… рынок в таком виде – это прошлый век», что на него обратили внимание, потому что «… это лицо города. Я сам много раз привозил сюда гостей показать народные промыслы, такого места в городе больше нет…».
Глава "Народного контроля" рассказал о тайной приватизации Козьего рынка: Козий рынок был… http://t.co/QaxiM1mk28
— Caucasian Knot (@KavkazUzel) 20 октября 2017 г.
С его слов, необходимо разделить торговые точки, то есть готовую одежду от вязанных изделий. Но в таком виде рынок оставить ни в коем случае нельзя, необходимо создать «…красивые современные места…». «Я все понял, если здесь сломать, козий рынок свое назначение поменяет, поэтому мы все продумаем. Но пока мы договорились, что останавливаем реконструкцию и все оставляем как есть», – обещал он собравшимся.
Затем будет разработан проект, который в обязательном порядке обсудят вместе с торгующими на рынке, пообещал он.
«Мы примем решение совместно, оно устроит и вас, и руководство рынка и нас. Мы заинтересованы в развитии национальных промыслов», – подытожил он.
Нет задачи оставить на улице
Как рассказал КАВПОЛИТу руководитель рынка Залим Ажиев, арендная плата в связи с реконструкцией у рукодельниц не изменится. «В зависимости от места она составит от 180 до 280 рублей», – сказал он.
Однако цена за торговую точку внутри ангаров пересматриваться не будет и останется прежней – 120 тысяч рублей.
«Составлены договоры купли-продажи. Взымается единовременная плата, после этого люди начинают торговлю и платят арендную плату – 4200 рублей в месяц. Все документы оформлены официально, оплаты проведены через банк, все чеки, экземпляры договоров находятся у арендаторов на руках», – сказал он.
Ажиев отметил, что люди, занимающиеся народным промыслом, не будут переселены в ангары. «Они останутся на воздухе, за это никто платить не будет», – сказал он и добавил, что мест хватит всем, кто сейчас торгует на открытой площадке. «Здесь нет задачи оставить кого-то на улице, мы наоборот хотим рынок привести в порядок. Все это мы делаем за свой счет, вопроса об оплате с их стороны нет», – обещал он.
На контроле прокурора
На пресс-конференции, отвечая на вопросы журналистов о правомерности реконструкции Сувенирного рынка и обстоятельствах передачи земель рекреационной зоны из муниципальной в частную собственность, заместитель прокурора КБР Артур Махов отметил, что этот вопрос находится на контроле прокуратуры Нальчика.
«Мною дано поручение по этому вопросу прокурору Нальчика. Будем проверять насколько законны требования руководства рынка, в том числе изучен факт приватизации участка. По результатам будут приняты решения. Мотивы, которые привели к этой акции так же будут изучены», – сказал он.
Власти Кабардино-Балкарии, в том числе и высокопоставленные правоохранители не в первый раз дают обещания проверить и выявить правонарушения, однако редко приходится наблюдать должное отношение к вопросу с их стороны. Работникам рынка остается надеяться, что это тот самый случай, как власть их действительно услышит и пойдет на встречу.
0 Распечатать