Более 15 лет ведут переписку с властями разного уровня руководители калининградской религиозной организации. А пока и в дождь, и в жару, и в пятнадцатиградусные морозы мусульмане вынуждены молиться прямо на улице.
Длиною в 15 лет
Оказавшись за три тысячи километров от родного Нальчика в самом западном городе России Калининграде мне стало интересно, а есть ли здесь мусульмане, чем они живут и какие у них проблемы. Любопытство подогрел мой новый знакомый по имени Курбан: «Вчера не ходил в мечеть на джума намаз. Молиться на улице очень холодно»,-признался он. Дело происходило в начале марта, когда в Калининграде стояли пятнадцатиградусные морозы.
Полистав Интернет, наткнулась на более чем красноречивые заголовки: «Ложь и обман»: почему мусульмане Калининграда опять заговорили о мечети, «Запретная» мечеть Калининграда! Мусульманам не дают молиться, Война за мечети в России: в Калининграде 100 церквей и ни одной мечети.
Оказалось эпопея со строительством культового сооружения для мусульман области длится последние 15 лет, но, похоже, конца ей так и не видно.
За высоким забором
Музей «Фридландские ворота» один из семи сохранившихся городских ворот древнего Кёнигсберга, расположен он на перекрёстке проспекта Калинина и улицы Дзержинского, примыкает к парку Южный. За музеем в парке за высокими деревьями и забором буквально затаилось недостроенное здание из красного кирпича. Особенности архитектуры выдают в нем культовое сооружение.
Мусульмане отсудили у администрации #Калининград'а 66 млн рублей за недостроенную мечеть http://t.co/Gea0GzQsTf pic.twitter.com/59WsYmqFk9
— Kaliningrad.ru (@Kaliningradru) 8 декабря 2017 г.
Судя по паспорту, строительство соборной мечети начато в декабре 2010 года, а завершить его планировалось ровно через два года. Красный кирпич, открытый ветру и дождю уже потемнел, окна несостоявшегося минарета зияют устрашающей пустотой, строительный кран застыл, словно приготовившись поднять очередную партию бетона или кирпича.
С дороги здание не видно, в округе нет жилых домов. Думаю, вряд ли пятикратный азан мог бы потревожить спокойствие жителей города, или смутить взоры прогуливающихся по парку своим куполом и минаретами.
Паспорт строительства мечети
Болезнь вместо духовного подъема
Сегодня мусульмане Калининграда буквально ютятся в приспособленном двухэтажном здании. Найти его гостю города сложно. Но мне повезло, незаметно увязалась за нарядной девушкой, одетой согласно канонам ислама, в сопровождении родственниц. В таком виде они могут идти на совершение обряда бракосочетания некях, пришло мне в голову.
Приспособленное к мечети здание
Серый забор, вокруг железные обломки какого-то огромного агрегата, никакой атрибутики религиозной организации. Смутил бюст вождю октябрьской революции в центре двора.
«Это бывшие мастерские, – рассказывает руководитель религиозной организации мусульман Калининграда – имам-ахунд Калининграда и Калининградской области Иршат Хисамов во время небольшой экскурсии по зданию. – Мы разбирали и выносили станки, сделали ремонт, поменяли окна, провели отопление, установили динамики. После многочисленных переписок здание удалось получить в аренду до конца 2018 года».
В дни джума намаза в мечети собирается до тысячи человек. Прихожане в основном выходцы из республик Северного Кавказа, Средней Азии, татары, башкиры, азербайджанцы, студенты из мусульманских стран, которые учатся в вузах Калининграда.
В небольших залах одновременно могут разместиться около 120 человек, остальные вынуждены расставлять деревянные поддоны во дворе, стелить коврики и молиться прямо на улице.
«Наши мусульмане молятся в таких условиях и в жару, и в холод, и в дождь. Вместо духовного подъема, положительных эмоций они получают болезни. Поэтому вынуждены сокращать проповеди. В пятницу здесь собирается не меньше тысячи человек. Оба молельных зала и улица полностью заняты прихожанами. Из-за отсутствия места попросили женщин оставаться по пятницам дома, хотя среди них много желающих приходить в мечеть»,-рассказывает Иршат Хисамов.
Двор мечети
60 миллионов за три года
Религиозная организация мусульман Калининграда создана в 2003 году, Иршат хаджи возглавил ее через два года. С тех далеких лет вопрос о выделении земли и строительства мечети поднимался неоднократно на разных уровнях – городском, областном, федеральном, обращались даже к главе государства.
За все эти годы землю под строительство мечети мусульманам давали 9 раз! Но сразу после выделения участка находились причины, которые препятствовали строительству: то собирались демонстрации, митинги, то некоторые СМИ объявляли кампанию против новой мечети, рассказывает собеседник КАВПОЛИТ.
По проекту в соборной мечети в двухуровневом молельном зале могли бы разместиться до 400 человек
Пройдя все технические согласования, в октябре 2010 года мусульманам удалось получить разрешение на строительство мечети, в 2013 договор был продлен, оформили свидетельство о государственной регистрации права (КАВПОЛИТ располагает копиями документов).
«Здесь в округе нет жилых домов, мы находимся вдали от открытых площадей и дороги. Азан не может никому помешать, мы даже готовы не устанавливать динамики, а читать призыв к молитве внутри здания»,- рассказывает Иршат хаджи в своем кабинете, окна которого выходят прямо на недостроенную мечеть.
По проекту в соборной мечети в двухуровневом молельном зале могли бы разместиться до 400 человек. Финансировалось строительство за счет пожертвований прихожан и спонсорскую помощь. За три года потрачено более 60 миллионов рублей.
«Мы хотели устроить здесь игровую детскую площадку, чтобы мамы с детишками со всего района могли там отдыхать. Строительство помогло бы разрушить в обществе стереотипы о мусульманах, показать, что мы доброжелательные люди»,- говорит собеседник КАВПОЛИТ.
Калининград один из самых многонациональных и многоконфессиональных регионов страны, здесь живут представители православной, католической, армянской церквей, иудеи, других религий
Без объяснения причин
Но в конце 2013 года без уведомления религиозной организации мусульман Калининграда были проведены заседания Центрального районного суда города, хотя территориально они относятся к Московскому району. Суд выносит решение о приостановлении строительства, несмотря на то, что все работы велись на законных основаниях.
«Нам дали разъяснение, что часть земли под мечетью входит в зону регулируемой застройки, на основании Постановления Правительства Калининградской области от 6 июня 2013г. №386. Хочу обратить ваше внимание, что издан этот документ спустя три года после получения разрешения на строительство, когда здание мечети было готово на 80%. Дирекция музея «Фридландские ворота» якобы подало на нас жалобу. Хотя на самом деле между нами и музеем никогда никаких конфликтов и претензий не было, их нет даже сегодня»,- рассказывает Иршат Хисамов.
В любом случае иск подан, служители Фемиды принимают решение о прекращении строительства соборной мечети. Дальше начинается многолетняя переписка между религиозной организацией и властями: городскими, областными, федеральными. Были поданы исковые заявления в областной суд, на имя председателя суда, обращались в прокуратуру, «…но они даже не стали их рассматривать, только отписывались…».
В результате, не найдя помощи в стране, религиозная организация была вынуждена обратиться в Европейский суд по правам человека. Заявление находится на рассмотрении ЕСПЧ с апреля 2015 года.
«Калининград один из самых многонациональных и многоконфессиональных регионов страны, здесь живут представители православной, католической, армянской церквей, иудеи, других религий. Мусульмане Калининграда часть общества, мы живем в дружбе и согласии со всеми, наши действия направлены на распространение добра, мы ни с кем не конфликтуем. Но если наши права не соблюдаются внутри страны, мы вынуждены защищать их на международном уровне»,- признается Иршат Насыбуллович.
В лес за мечетью
Те, кто знакомы с этой проблемой, могут возразить, ведь мусульманам города дали землю еще раз. Да, только земельный участок шириной 5 гектаров предоставили другой местной религиозной организации – «Ихсан». Там необходимо провести земельно-проектные работы (межевание и т. п.) Стоят эти работы 1млн. 350тыс. руб, оплатить их надо из собственных средств.
«Это не решило проблему мусульман Калининграда - участок находится далеко за чертой города. В лесу – за кольцевой дорогой. Там нет никакого транспортного сообщения. Это пустырь без электричества и инженерных сооружений. Кто будет туда ездить? Чтобы обустроить этот участок, провести коммуникации даже несколько сот миллионов рублей, наверное, не хватит. Людям нужна мечеть в доступном для всех месте – в городе, как все церкви»,- возмущается Иршат Насыбуллович.
Калининград - город с уникальной историей, многоцветием культур и традиций. Он привлекает многочисленных туристов, известных людей. «К нам приезжали глава Татарстана Рустам Минниханов, послы мусульманских стран. Их убеждают в том, что мусульмане Калининграда чувствуют себя здесь комфортно, что для нас созданы все условия. При этом рассказывают про мечеть в районе Большое Исаково.
Но на самом деле это частный дом, владельцы передали его в местную организацию мусульман «Ихсан». Дом не имеет статуса мечети, просто людям дали возможность там молиться. Именно об этом здании докладывают, как о действующей мечети, вводя федеральные власти в заблуждение»,-рассказывает Иршат хаджи.
Надежда остается
В области живут около миллиона человек, 10 процентов из них мусульмане, говорит наш собеседник. С его слов, в Калининграде сегодня функционирует более 200 церквей: есть католические, протестантские, строится иудейская синагога.
«Мусульмане не против развития других культовых сооружений, это дома Бога, где творятся добрые дела, возводятся молитвы. Мы все едины перед Всевышним. Но при этом мусульмане остаются не у дел. Мы тоже граждане страны и наши права должны соблюдаться.
Наши отцы и деды победили в войне, они лежали в одних окопах, проливали кровь за свободу Отечества, Калининграда, погибали рядом друг с другом. Мы считаем важным отдать дань уважения защитникам Родины и создать условия, для мусульман, чтобы у нас была возможность возносить молитвы в мечети за упокой душ погибших в Великой Отечественной войне и сохранить свою религию», – отмечает наш собеседник.
Несмотря ни все трудности, Иршат Насыбуллович надежды не теряет. «Аллах милостив и милосерден. Всевышний все знает и воздаст за старания тем, кто пытается нам помочь»,-говорит он.