
Полторы сотни компаний, зарегистрированных на Северном Кавказе, получили в виде госконтрактов более 1 млрд рублей. Большинство этих фирм – вчерашние советские строительные тресты и мехколонны. Однако имена их новых владельцев вряд ли что-то скажут даже людям, искушенным в бизнесе. А фамилии учредителей ряда акционерных обществ, получающих из бюджета миллиарды, вообще тайна за семью печатями.
Где доминирует государство?
КАВПОЛИТ проанализировал государственные и муниципальные закупки, которые проводятся на Северном Кавказе.
Для этого мы использовали открытые данные, которые размещены на портале «Госзатраты» (это проект Комитета гражданских инициатив).
Нас интересовали подрядчики, с которыми были заключены контракты на общую сумму более 1 млрд рублей: таких в федеральном округе набралось 150 (больше всего на Ставрополье – 49), и в их числе большое количество государственных структур.
Это, в частности, муниципальное предприятие «Сагринский строительно-монтажный участок» («Сагринский СМУ»): всего с 2008 года оно получило контракты на общую сумму более 1,5 млрд рублей, а в нынешнем году ни одного (компания лишь в сентябре завершила строительство моста на автомобильной дороге Хасавюрт – Тлох, начавшееся еще в 2015-м).Также в числе лидеров махачкалинский филиал ФГУП «Управление строительства по СКФО ФСИН», получивший государственных контрактов на 2,5 млрд рублей (филиал занимается не только строительством, но и капремонтом исправительных учреждений во всем Северо-Кавказском округе).
В списке подрядчиков-«миллиардеров» присутствуют и четыре государственные структуры из Чечни:
- ГУ «Департамент Чеченского управления строительства» (10,8 млрд рублей, причем все контракты были заключены в течение 2011 года);
- ГУП «Ордена Дружбы народов Чеченское управление строительства имени Эсмаилова» (3,9 миллиарда);
- ФГКУ «Управление вневедомственной охраны МВД по Чеченской Республике» (1,5 миллиарда);
- МУП города Грозного «Специализированное управление дорожно-мостового строительства» (1,1 миллиарда).
Уникальная ситуация на Ставрополье, где в числе лидеров рейтинга КАВПОЛИТа по объемам госзаказов – самое большое количество ГУПов, и все они из дорожной отрасли.
Среди тех, которые на госконтрактах сумели заработать свыше миллиарда:
- «Крайавтодорсервис» (1,3 миллиарда), «Ипатовское ДРСУ» (вместе с филиалами – более 3 млрд рублей);
- «Труновское МДРСУ» (4,2 миллиарда);
- «ДЭСУ-2 имени Демидова» (4,7 миллиарда);
- «Александровское ДРСУ» (4,8 миллиарда);
- «Минераловодское ДСУ» (6,6 миллиарда);
- «Кировское МДРСУ» (с филиалами – почти 7 милилардов);
- «Буденновское МДРСУ» (8,3 миллиарда).В списке крупнейших государственных поставщиков на Северном Кавказе фигурируют филиалы Сбербанка и «Ростелекома»
Также в числе безусловных лидеров по объемам полученных контрактов в Ставропольском крае:
- Производственно-техническое подразделение ГУП «Крайводоканал» (более 10 млрд рублей)
- ГУЗ «Ставропольфармация» (4,3 миллиарда).
Помимо этого в списке крупнейших государственных поставщиков на Северном Кавказе фигурируют филиалы Сбербанка и «Ростелекома».
Например, к большому удивлению, удалось обнаружить в мониторинге Северо-Осетинское отделение №8632 Сбербанка (сумма контрактов – 2,7 млрд рублей, большинство из которых были заключены с Минфином республики и финансовым управлением администрации Владикавказа на кредитование для выплаты госдолга) и Кабардино-Балкарское отделение №8631 (контракты на сумму 1,9 млрд рублей также на кредитование).
Шесть чеченских монополистов
Анализ, проведенный КАВПОЛИТом, показал, что среди подрядчиков на Северном Кавказе только 21 сумел заработать по госконтрактам свыше 4 млрд рублей.Среди подрядчиков на Северном Кавказе только 21 сумел заработать по госконтрактам свыше 4 млрд рублей
Большего всего таких компаний в Чечне – сразу шесть (из них, напомним, ГУ «Департамент Чеченского управления строительства»).
На вершине же таблицы расположилось ООО «Спецдорстрой» (бывшее «Чечен-пласт»), зарегистрированное в Гудермесе (владельцем является Ахмед Музаев, кстати, бывший соучредитель Чеченской федерации тяжелой атлетики).В Чечне строится новый мост через реку Терек. (Видео): В Чечне строится новый мост через… http://t.co/u4WWH3VfH9
— Checheninfo (@Checheninfo) 30 ноября 2016 г.
Эта компания получила 12,1 млрд рублей, из которых львиная доля была перечислена по контрактам с Министерством автодорог Чеченской Республики.
Строительно-коммерческая фирма «ЮСК» (ранее – «АРТ») заработала 4,1 миллиарда на строительстве и ремонте различных объектов в республике – социальных и административных.
Единственным учредителем ООО является Залина Ибрагимова, она же владелец еще целого ряда компаний в Грозном и Шали (ни одна из них, как удостоверился КАВПОЛИТ, государственные контракты не заключала).
Похоже, что такая же бизнес-модель и у другого чеченского лидера «контрактного» рынка – ООО «Мовла» из Гудермеса, которое занято как дорожными работами, так и собственно строительством зданий.
И снова из 11,7 млрд рублей, полученных компанией «Мовла», значительная доля (а именно 7,6 миллиарда) была заработана по четырем контрактам, связанным с реконструкцией федеральной автотрассы «Кавказ» на территории Чечни.
Автомагистраль, соединяющая Грозный с трассой «Кавказ». Фото: gorodskoitelegraf.ru
Владельцем 100% уставного капитала предприятия и генеральным директором ООО «Мовла» является Бувайсар Мавлаев, он же владелец еще одного гудермесского ООО «Дормост», которое получило по госконтрактам более 1,1 млрд рублей.
На фоне огромного количества строительных компаний особняком стоят две чеченские фирмы, «Медтехфарм» и «Фармснаб», которые занимаются централизованными поставками лекарств и медтехники и учреждения республики.
При этом они сумели заработать, соответственно, 4,3 и 13,1 миллиарда рублей.
Ультрасовременная медтехника в госпитале для ветеранов, г.Грозный. Фото: ru-nsn.livejournal.com
«Фармснаб» принадлежат Сайд-Селиму Ахмедханову, который также числится владельцем ООО «Чечфармснаб» (бывшее ООО «Фортуна»), у него в активе, впрочем, лишь 13 госконтрактов на весьма скромную сумму 4,5 млн рублей (да и то лишь в 2013-2014 годах).
Ну а «Медтехфарм» на 100% (10 тысяч рублей!) принадлежит Руслану Балатмурзаеву.
Можно сравнить чеченский опыт с тем, что происходит в соседней Ингушетии.
Здесь крупнейший подрядчик – ООО «Гарант-строй» (Сунжа), заработавший от государственных заказчиков почти 4,6 млрд рублей.
Строительные объекты Республики Ингушетия. Фото: bezformata.ru
Эта компания занимается строительством жилья, ее самый крупный проект – возведение нового микрорайона в юго-западной части Малгобека, куда переселились граждане из домов в оползневой зоне (стоимость работ составила 3,3 миллиарда).
Владельцем строительного гиганта является Магомед Евлоев.
Родственные связи – превыше всего!
В Кабардино-Балкарии лидер – это ООО «Партнер», которое также занимается дорожным строительством и ремонтом.
Из 5,8 млрд рублей значительная доля (а именно 1,7 миллиарда) пришлась на один контракт, заключенный в 2012 году на текущий ремонт и содержание федеральных автодорог на территории республики (в том числе автотрассы М-4 «Кавказ»).
Владельцем строительной фирмы, зарегистрированной в Нарткале, является Олег Закаев (он же учредитель еще нескольких компаний).
Северную Осетию в рейтинге крупнейших подрядчиков, составленном КАВПОЛИТом, представляет ООО «Дорстройсервис» из Ардона, сумевшее заработать более 11 млрд рублей.
Возможно, если бы фирма работала в сфере дорожного строительства только в республике, то такую сумму не получила: основная масса контрактов «Дорстройсервисом» заключена в Волгоградской области.«Кубанское» сумело выиграть десятки аукционов и конкурсов на общую сумму почти 18 млрд рублей
Владельцем компании является Георгий Казбеков, бывший председатель республиканского комитета по дорожному хозяйству.
В Карачаево-Черкесии крупнейшим подрядчиком является ООО «Инвестиционно-строительная компания "Кубанское"» из Нового Карачая, которое принадлежит Асхату и Расулу Салпагаровым – это братья сенатора от Народного собрания республики Ахмата Салпагарова.
Ахмат Салпагаров. Фото: riakchr.ru
За последние пять лет «Кубанское» сумело выиграть в Карачаево-Черкесии почти восемь десятков аукционов и конкурсов на общую сумму почти 18 млрд рублей.
Следом идет ООО «Строительный участок механизации строительства "Карачаевское"» (СУМС «Карачаевское») из Карачаевска, принадлежащее Салыху Бисилову, в активе которого контракты на сумму 7,5 млрд рублей.
И вот что любопытно: ранее генеральным директором «СУМС "Карачаевское"» был именно Расул Салпагаров, а его брат Асхат Салпагаров возглавлял ООО «Шанс» из поселка Новый Карачай, которое также является крупным получателем бюджетных средств (почти 2,6 млрд рублей по госконтрактам).
Третью строчку в списке крупнейших подрядчиков Карачаево-Черкесии занимает компания «Агростройкомплекс» из Черкесска.
Ее учредители – бывший депутат Народного собрания республики Сергей Десюн и супруга мэра Черкесска Елена Тамбиева.
Фирма занимается самыми разнообразными строительными работами, а в настоящее время ее наиболее крупный проект – строительство нового комплекса зданий для ОМВД по Черкесску общей стоимостью 753 млн рублей.
Причем Десюн (вместе с Тамбиевой) в разные годы контролировал еще ряд предприятий в разных регионах.
Сергей Десюн. Фото: zampolit.com
В Ессентуках – это строительная фирма «Сакура», а в самой Карачаево-Черкесии – несколько энергетических предприятий, аффилированных со скандально известным Алием Каитовым (только одно из них, «Распределительная сетевая компания», получило госконтрактов на 112 млн рублей).
Также принадлежащая Десюну фирму «Вертикаль» в настоящее время строит одноименную гостиницу на горнолыжном курорте «Романтик».
Застройки на горнолыжном курорте. Фото: ski.ru
Таинственные олигархи Ставрополья
В масштабах всего Северного Кавказа «Кубанское» лишь немного отстало от ОАО «Мостоотряд-99», которое заработало почти 17,9 млрд рублей на государственных контрактах.
Единственным учредителем этой компании является Мурад Гаджиев (предположительно контролируется компания Зиявудином Магомедовым, владельцем финансово-промышленной группы «Сумма»).ОАО «Мостоотряд-99» заработало почти 17,9 млрд рублей на государственных контрактах
Причем если «Кубанское» получало контракты лишь в самой Карачаево-Черкесии, то «Мостоотряд-99» (кстати, вопреки распространенному стереотипу) зарабатывает не только в Дагестане.
Без малого 4,5 миллиарда он получил на реконструкции аэропорта в Саратове, еще 2,3 миллиарда – на строительстве путепровода в Кирове…
Но все же самый, пожалуй, известный проектов «Мостоотряда-99» – это реконструкция международного аэропорта Махачкалы в 2014 году (она принесла в копилку 2,1 млрд рублей).
Проект реконструкции аэропорта Махачкалы. Фото: dag.aif.ru
Вторым по размерам подрядчиком в Дагестане является ООО «ЗБСМ МК-162» с общим объемом контрактов почти 8,5 млрд рублей.
Владельцами предприятия являются братья Заур и Сиявуш Курбайловы, оно зарегистрировано в селении Тлогоб (Гунибский район), однако занимается дорожным строительством далеко от Кавказа – в Иркутской области.
В этом же регионе Курбайловым принадлежит еще две строительные компании, «Гуниб» и «МК-62» (средств по госконтрактам не получали).
Следом в дагестанском сегменте нашего рейтинга расположился ООО «Дорсервис-09» (владелец – Гизбулла Будунов), которое зарегистрировано в Махачкале и также занимается дорожным строительством, только не в далеком Приангарье, а на Северном Кавказе: в копилке предприятия сейчас госконтракты на общую сумму 4,2 млрд рублей.
Фактически, лидерство «Дорсервис-09» было достигнуто за счет лишь одного контракта, заключенного в ноябре 2012 года: предприятие обеспечивало содержание сети федеральных автодорог на территории Дагестана сроком на шесть лет (стоимость работ – 2,6 миллиарда).
Федеральная магистральная автодорога М-29 «Кавказ». Фото: pyatigorskgid.ru
Наконец, на Ставрополье приходится сразу пять сверхкрупных подрядчиков.
Самые внушительные – это упомянутое уже производственно-техническое подразделение ГУП «Крайводоканал», а также два дорожных госпредприятия.
Следом за ними расположилось акционерное общество «Севкавдорстрой», зарегистрированное в Пятигорске.
У него в активе заключенные контракты на 10,7 млрд рублей (самый крупный был подписан еще в 2008 году и касался реконструкции федеральной трассы «Кавказ», его цена составила 1,9 миллиарда).
Имена своих конечных владельцев акционерное общество не раскрывает.Большинство названных бизнесменов общественности неизвестны, и отыскать подробности их биографии в открытых источниках невозможно
Но из списка аффилированных лиц (он является обязательным для публикации на сайте E-disclosure.ru) КАВПОЛИТ выяснил, что почти 60% акций предприятия сейчас контролируют две женщины – Наталья Сковородкина и Наира Акопян.
Еще одной крупной частной компанией на Ставрополье является АО «Передвижная механизированная колонна №38» (АО «ПМК-38»).
Объем заключенных ей госконтрактов (на сумму почти 4,7 млрд рублей) связан с противопаводковыми мероприятиями, строительством социальных, коммерческих и дорожных объектов.
Противопаводковые мероприятия АО «ПМК-38». Фото: pmk38.ru
Причем мехколонна (она была создана в результате приватизации хозрасчетного участка треста «Промжилводстрой») работает и за пределами Ставропольского края, в том числе в Калмыкии и Краснодарском крае.
Любопытно, что официальная бухгалтерская отчетность не публикуется.
Одним из крупнейших акционеров является генеральный директор Исса Кульчев.
Большинство бизнесменов, названных КАВПОЛИТом в этом исследовании, широкой общественности неизвестны, и отыскать подробности их биографии в открытых источниках невозможно.
Они не стремятся в политику, не занимаются благотворительностью (или, по крайней мере, об этом не трубят).
В общем, поневоле вспомнишь известную максиму: деньги любят тишину, а большие деньги – полную тишину… Тем более если эти деньги – бюджетные. 1 Распечатать