купить веселящий газ
05 декабря 2016 4440 3

Чеченский алкогольный мораторий – «порок на экспорт»

«Инициированный властями Чечни отказ от продажи алкоголя – это показательный пример того, как не надо бороться с общественными пороками»

usahlkaro Николай Проценко журналист

Инициированный властями Чечни после трагического ДТП с гибелью семи человек отказ от продажи алкоголя в тех немногих розничных точках, где еще недавно спиртное можно было купить, – это показательный пример того, как не надо бороться с общественными пороками.

Катастрофического убытка от алкогольного моратория торговцы, скорее всего, не понесут (алкоголь и так редкий гость на полках чеченских магазинов), но было бы наивно думать, что те жители Чечни, которые все никак не избавятся от тяги к спиртному, после этого станут меньше пить или вообще откажутся от своей привычки. 

Зато наверняка возрастет количество любителей горячительных напитков, которые отправляются за ними в соседние регионы, прежде всего в Северную Осетию и Дагестан.

Ни для кого, в общем, не секрет, что города Хасавюрт и Моздок давно стали центрами специфического туризма из двух республик, где купить алкоголь легально очень сложно – Чечни и Ингушетии. Теперь это явление получает новый стимул.

Алкогольный туризм доставляет большие хлопоты и жителям, и властям тех мест, которые пользуются успехом у ценителей данного вида отдыха. Можно вспомнить, к примеру, многочисленные анекдоты о финских туристах, приезжающих в Петербург за дешевой водкой.

Еще один известный центр алкогольного туризма – Армения: в эту страну давно устремляются гости из соседнего Ирана, где действует «сухой закон», и зачастую ведут себя отнюдь не по исламским канонам.

Полный отказ от продажи алкоголя в Чечне – это не самая приятная новость для Северной Осетии и Дагестана

Поэтому полный отказ от продажи алкоголя в Чечне – это не самая приятная новость для Северной Осетии и Дагестана.

Конечно, тех, кто приезжает в эти республики из Чечни выпить и погулять на широкую ногу, можно с полным правом считать туристами и за их счет повышать статистику турпотока, только вот отдыхают эти туристы зачастую не в гостиницах, а в больницах Моздока или Хасавюрта, пополняя совсем другую статистику. 

С данной точки зрения, запрет на продажу алкоголя в Чечне – это, используя название известного фильма о русской мафии, «порок на экспорт».

Кроме того, не стоит забывать, что официальные торговые точки – далеко не единственная возможность раздобыть спиртное. Как следует из некоторых публикаций в СМИ, подпольная торговля алкоголем есть даже в Чечне. 

Подпольная торговля алкоголем есть даже в Чечне

Кроме того, в интернете присутствует огромное количество предложений по продаже домашних самогонных аппаратов (стоимость удовольствия – от 3 тысяч рублей). Сырья для хорошего самогона на Кавказе полно, при этом самогоноварение для собственного потребления давно не карается уголовным кодексом. 

Возможно, руководство Чечни очень хотело бы ввести на территории республики уголовную ответственность за употребление алкоголя, как это сделано в ряде исламских стран, но поскольку Чечня является частью Российской Федерации, сделать это в принципе невозможно.

Остается только закручивать гайки добровольно-принудительными методами, что, конечно же, не решает исходную проблему. 

Стопроцентного искоренения спиртного в Чечне нет. В этом можно убедиться, прокатившись на поезде Грозный – Москва

Я не хочу сказать, что в Чечне на самом деле высокий уровень алкоголизации общества – это, конечно же, не так. Значительная часть населения республики совершенно не употребляет алкоголь и не испытывает в нем никакой потребности.

Но и стопроцентного искоренения спиртного в Чечне нет – в этом можно легко убедиться, например, прокатившись на поезде Грозный – Москва. Год назад я ехал на нем в одном купе с пожилым чеченским железнодорожником, который сразу же предложил мне выпить за знакомство дагестанского коньяку, и отказываться было как-то неуместно.

Несколько лет назад в Чечне даже делали свой, причем, говорят, весьма неплохой, коньяк «Вайнах». Нужен ли сейчас Чечне такой бренд, вопрос дискуссионный, но экономическая составляющая отказа от производства алкоголя вполне измерима. Еще в 2011 году основное чеченское предприятие алкогольной отрасли – Наурский винзавод – имело выручку в 647 млн рублей. В последующие же четыре года она упала почти до нуля. 

Еще в 2011 году Наурский винзавод имел выручку в 647 миллионов рублей

В советские времена Чечня была одним из главных центров виноградарства на Кавказе, и сразу после окончания второй войны эту сферу деятельности планировалось восстановить в целях пополнения республиканского бюджета. «В Чечне возрождают одну из древних традиций – в станице Наурской прошeл праздник первого вина», – так звучал заголовок одной из новостей Первого канала в октябре 2003 года. 

В 2011 году в Шелковском районе Чечни планировалось реализовать крупный проект по закладке виноградников на площади 500 га стоимостью 1,9 млрд рублей. Для него даже были получены федеральные госгарантии по кредиту, который предполагалось привлечь от Внешэкономбанка.

Однако проект не состоялся: в прошлом году его инициатор, компания «Чеченагрохолдинг», оказалась под банкротством по требованию налоговиков. 

Практически одновременно с развалом этого мегапроекта в Чечне решили отказаться от выращивания винограда, который идет на производство вин, и перейти на столовые сорта. Какой это дало бюджетный эффект (и дало ли вообще), пока неизвестно. Равно как и судьба вложенных в «Чеченагрохолдинг» 2 млрд рублей (о чем бывший президент Внешэкономбанка Владимир Дмитриев сообщал в октябре 2011 года). 

В самом конце 2014 года Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск ВЭБ о взыскании с ООО «Чеченагрохолдинг» долга в 3,11 млрд рублей, но было ли исполнено это решение, также неизвестно.

Между тем не так давно новый председатель ВЭБ Сергей Горьков пообещал выделить Чечне новые миллиарды – на сей раз на технопарк строительных материалов «Казбек». 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции "Кавполита"

1 Распечатать

Наверх