
Чечня последней из всех регионов СКФО приняла бюджет на 2017 год – только 20 января депутаты парламента республики поставили точку в затянувшихся согласованиях главного финансового документа. Главная цель – сохранение на прежнем уровне федеральных дотаций – была достигнута, но руководству Чечни пришлось приложить для этого сверхусилия, а в борьбу за дополнительные вливания из центра смогли успешно вмешаться некоторые соседи.
Дотационность без просвета
По сложившейся практике предыдущих лет бюджет Чечни принимался в последних числах уходящего года, такая же традиция была заведена в соседней Ингушетии и в ряде других республик СКФО. Однако на недавние новогодние каникулы чеченские парламентарии ушли, так и не утвердив бюджет на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов – это произошло лишь в минувшую пятницу.
Формально непринятие регионального бюджета к началу нового финансового года является нарушением действующего законодательства. Согласно ст. 57 закона Чеченской Республики о бюджетном устройстве, проект бюджета вносится не позднее 1 ноября текущего года, а ст. 58 этого закона предусматривает вступление бюджета в силу с 1 января очередного финансового года.
Заседание парламента Чечни. Фото: «Российская газета»
Однако 1 ноября прошлого года глава Чечни Рамзан Кадыров подписал закон о приостановлении ст. 57 республиканского закона о бюджетном устройстве. Это решение предполагало, что проект бюджета республики будет внесен в течение одного месяца со дня принятия Госдумой федерального бюджета на 2017 год «в чтении, позволяющем окончательно уточнить взаимоотношения республиканского и федерального бюджетов».Силуанов: Кадыров не может знать, сколько получит бюджет Чечни в следующем году: http://t.co/EdtYXXc5ri#Кадыров #Чечня
— ФедералПресс (@FederalPress) 10 ноября 2016 г.
Федеральный бюджет был принят Госдумой в третьем (окончательном) чтении 9 декабря. За несколько дней до этого пресс-служба Рамзана Кадырова сообщила, что правительство РФ планирует выделить Чечне в 2017 году дотации в размере 40 млрд рублей. Однако в том бюджете, который депутаты парламента республики приняли 20 января, значилась уже другая сумма безвозмездных поступлений из федерального бюджета – 48,522 млрд рублей.
Как показывает практика предыдущих лет, первоначальные варианты бюджетов могут неоднократно корректироваться в течение года
Теоретически за такие вольности со сроками принятия бюджета могут последовать санкции со стороны федерального центра. Согласно ст. 190 Бюджетного кодекса РФ, в случае, если закон о бюджете не вступил в силу с начала финансового года, то уполномоченный финансовый орган имеет право доводить до распределителей бюджетных средств ассигнования в размере не более 1/12 части ассигнований и лимитов в отчетном финансовом году.
О том, что сроки принятия бюджета срывать нельзя, в Чечне, надо полагать, хорошо знают
О том, что сроки принятия бюджета срывать нельзя, в Чечне, надо полагать, хорошо знают. 9 декабря министр финансов республики Усман Рассуханов получил от Рамзана Кадырова выговор с формулировкой «за ненадлежащее исполнение возложенных должностных обязанностей». Поводом для этого стало именно нарушение порядка рассмотрения и утверждения бюджета.
Глава Минфина ЧР Усман Рассуханов. Фото: министерство финансов Чечни
Однако игра стоила свеч – Чечня в результате смогла сохранить объем федеральных дотаций на прошлогоднем уровне (в бюджете на 2016 год он составлял 48,542 млрд рублей). Одновременно удалось увеличить верхнюю планку пределов госдолга до 5,365 млрд рублей (годом ранее она была утверждена на уровне 4,864 млрд рублей).
Что же касается собственных доходов, то в бюджет-2017 было заложено весьма скромное их увеличение – с 9,727 до 10,73 млрд рублей. Это означает, что Чечня по-прежнему остается одним из самых дотационных регионов России. В бюджете на прошлый год доля собственных налоговых и неналоговых доходов составляла лишь 16,7%, в нынешнем бюджете она немного выросла (до 18,1%), но при этом заметно увеличился и дефицит бюджета – с 7 до 8,5 млрд рублей.
Чечня и Крым сохранили дотации http://t.co/DSBfm0M14n pic.twitter.com/qhQtLq068z
— Открытая газета (@Opennewspaper) 6 декабря 2016 г.
Достучаться до Силуанова
Борьба за 8,5 млрд рублей дополнительных федеральных средств, из-за которых принятие бюджета Чечни пришлось отложить как минимум на три недели, имела смысл и с точки зрения престижа. Рамзан Кадыров едва ли мог потерпеть такой удар по своей репутации самого эффективного лоббиста среди региональных глав Северного Кавказа, как сокращение дотаций.
Именно поэтому Кадыров уже в начале процесса по составлению федерального бюджета открыто подверг резкой критике Минфин РФ, заявив, что первоначальный проект бюджета Чечню не устраивает.Кадыров не согласился с предложением Минфина сократить бюджет Чечни http://t.co/7EvIq9jL0d
— Грозный (@grzntt) 2 ноября 2016 г.
В дальнейшем же выяснилось, что на роль эффективных лоббистов претендует не только Чечня, но и ряд других республик СКФО, которым удалось существенно увеличить размер федеральных ассигнований.
Первым номером здесь идет Дагестан. В конце прошлого ноября глава этой республики Рамазан Абдулатипов встретился в Москве с министром финансов РФ Антоном Силуановым, после чего размер дотаций на 2017 год Дагестану был увеличен сразу на 10 млрд рублей, до 68 млрд. Это гораздо больше, чем было заложено даже в «диетический» бюджет 2016 года (59,7 млрд рублей).
Бюджет #СКФО: 5 субъектов с дефицитом, #Дагестан — с профицитом, а #Чечня ждет http://t.co/qArXR7psEX
— Махачкала (@mhchtt) 26 ноября 2016 г.
В результате дагестанские парламентарии приняли бюджет-2017 в срок и ушли на каникулы с высоко поднятой головой, отчитавшись о том, что впервые за много лет главный финансовый документ удалось принять с профицитом в размере 4,6 млрд рублей и на такую же сумму снизить предельный раздел госдолга.
«Принятые решения являются следствием признания авторитета и особого отношения к Рамазану Абдулатипову на федеральном уровне», – заявил на предновогодней пресс-конференции министр финансов Дагестана Билал Джахбаров.
Глава Минфина Дагестана Билал Джахбаров. Фото: пресс-служба правительства РД
В подтексте этой формулировки явно вычитывался намек на то, что незадолго до этого многие федеральные СМИ и рейтинговые агентства называли Абдулатипова в числе главных «кандидатов на вылет» среди глав регионов.
На особом счету у Минфина, похоже, находятся и еще две республики СКФО – Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. В КБР размер межбюджетных трансфертов в бюджете-2017 вырос почти на 20% в сравнении с прошлым годом – с 11,5 до 13,77 млрд рублей, а в КЧР – даже в полтора раза, с 8,2 до 12,3 млрд рублей.Сегодня депутаты Народного Собрания КЧР приняли бюджет республики на 2017 год и плановый трехлетний период http://t.co/3aISJMV3iG pic.twitter.com/q2y6Tmvt1Q
— Рашид Темрезов (@RashidTemrezov) 15 декабря 2016 г.
Куда меньше повезло Северной Осетии – этой республике размер федеральных трансфертов был сокращен с 10,843 до 10,232 млрд рублей. И уж совсем «вегетарианский» бюджет был принят в Ингушетии. Если в прошлом году в него были заложены совокупные доходы в размере 26,875 млрд рублей, то на следующий год – лишь 19,62 млрд. Слабым утешением здесь может быть лишь то, что одновременно был снижен дефицит бюджета.
Как показывает практика предыдущих лет, первоначальные варианты бюджетов могут неоднократно корректироваться в течение года, так что для регионов, которым не хватило федеральных средств, еще не все потеряно. Однако перипетии принятия бюджетов республик СКФО на 2017 год наглядно говорят о том, что конкуренция между ними за внимание федерального центра резко обострилась. 0 Распечатать