29 сентября
23 апреля 2017 8164 2

Дипмиссия невыполнима

Зачем европейские дипломаты зачастили на Северный Кавказ
Фото: bluemedia.de
Фото: bluemedia.de

usahlkaro Антон Чаблин политолог, журналист

Ставрополье в течение недели посетили представители сразу двух европейских посольств – Германии и Великобритании. Корреспондент КАВПОЛИТа побывал на встречах с ними и узнал, как ситуация на Северном Кавказе видится из Европы – тем более в преддверии президентских выборов. 

Куда не спешит немецкий бизнес

Референт по вопросам прав человека посольства Германии в России и уполномоченный по Северному Кавказу Ларс Ольберг приезжал в Ставрополь в среду.

Ольберг закончил Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «Юриспруденция», у него большой политический и дипломатический опыт – в ООН, Бундестаге, дипмиссиях Германии в Сеуле и Канберре (в последней курировал экономические и торговые связи). На разных должностях он занимался, в том числе, вопросами противодействия международному терроризму.
С немецким дипломатом не было бизнесменов – тех, от кого зависят инвестпроекты

В администрации Ставрополя Ольберг встретился с первым замглавы города Андреем Толбатовым и руководителем краевого управления по взаимодействию с институтами гражданского общества Владимиром Вышеславовым. Говорили о новых проектах. Но не о каких-то конкретных, а просто о том, насколько они нужны.

Ларс Ольберг и Андрей Толбатов. Фото: sk-news.ru

Увы, у региона с Германией связи не самые тесные: даже крупных немецких компаний тут по пальцам одной руки пересчитать: Henkel (завод по производству сухих строительных смесей в Кочубеевском районе) и Metro Cash&Carry (два гипермаркета – в Ставрополе и Пятигорске). Вот и на сей раз с немецким дипломатом не было бизнесменов – тех, от кого зависят инвестпроекты (роль МИДа в этом вопросе преувеличивать не стоит). 

Совместных социальных и культурных проектов, к сожалению, у Ставрополья и Германии также нет. Хотя предшественница Ольберга Анн-Кристин Пиплица во время прошлогоднего визита в край обещала, что тут появится немецкий визовый центр. Никаких подвижек в этом направлении, увы, нет.

Анн-Кристин Пиплица. Фото: stavropolye.tv​

На сей раз было обещано в 2018 году провести «Дни Германии в Ставропольском крае». Что же, посмотрим, сбудется ли это обещание.

Кто построил «Русско-немецкий дом»

Ольберг побывал в «Русско-немецком доме» – это офис общественной организации, где поддерживают немецкую культуру (ее возглавляет Рональд Кирст). Здесь проводят бесплатные курсы немецкого языка для детей и взрослых, отмечают национальные немецкие праздники, есть даже народный хор.

Оказывается, на Ставрополье проживают около 10 тысяч этнических немцев. Причем среди них, как рассказали Ольбергу, немало тех, кто вернулся в Россию из Германии (у некоторых есть двойное гражданство, и они получают немецкую пенсию – неизмеримо большую, нежели российская).

Побывал на встрече с дипломатом и лютеранский пастор. В Ставрополе есть храмы многих христианских конфессий, а вот лютеранской кирхи, увы, нет аж со времен революции (до 1917 года она действовала в районе нынешнего стадиона «Динамо»). Прекрасное было бы начинание, если бы посольство Германии финансово помогло и культурным подвижникам из «Русско-немецкого дома», и лютеранскому приходу. 

На Ставрополье проживают около 10 тысяч этнических немцев, причем многие вернулись сюда из Германии и получают пенсию ФРГ

Из Ставрополя Ольберг отправился во Владикавказ, где в четверг встретился с местной немецкой диаспорой.

Ему на смену в Ставрополь приехали дипломаты из Великобритании – координатор проектов по предотвращению конфликтов Мурад Тангиев, а также первый и второй секретари политического отдела Джонатан Эванс и Катерин МакКенн.

Джонатан Эванс. Фото: interfax-russia.ru

Если Тангиев уже много раз бывал в Ставрополе (он возглавлял фонд социального развития «Генезис», который реализовывал по всему Кавказу совместные проекты с Британским фондом предотвращения конфликтов), то его британские коллеги в СКФО были впервые.

Главный пункт в программе их визита – переговоры с чиновниками краевого комитета по делам национальностей (как ни странно, его руководитель Александр Писаренко, в прошлом сотрудник ФСБ, с дипломатами встречаться не стал), а также с уполномоченным по правам человека Алексеем Селюковым.
Немецкие и британские дипломаты и не скрывали, что сфера их интересов – это защита прав человека

На вопрос корреспондента КАВПОЛИТа, много ли интересного им рассказали чиновники о ситуации на Ставрополье, дипломаты многозначительно промолчали.

Министры пошли врозь

Приближаются президентские выборы, так что интерес иностранных дипмиссий к ситуации на Северном Кавказе будет лишь возрастать. Немецкие и британские дипломаты и не скрывали, что сфера их интересов – это защита прав человека.

Британцам запрещено посещать любые территории Северного Кавказа за исключением Ставропольского края

Парадокс: кавказские республики, которые Европа чаще всего обвиняет в нарушении гражданских прав, для дипломатов закрыты.

Британцам запрещено посещать любые территории Северного Кавказа за исключением Ставропольского края. Немцы более либеральны: в «стоп-листе» нет Ставрополья, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии (именно поэтому Ольберг заехал во Владикавказ).

Но как можно составить представление о реальной ситуации на Кавказе лишь по рассказам чиновников, без личного присутствия? Вот и Рамзан Кадыров, когда Запад в очередной раз обвиняет его в нарушении гражданских прав, резонно возражает: а что и откуда вы вообще знаете о Чечне?

На сей раз, к счастью, британские дипломаты и их немецкий коллега все же встретились в Ставрополе с независимыми экспертами на площадке «Центра научных и социальных инноваций» (ЦниСИ), которым руководит специалист по региональной безопасности, политолог Иван Бабин. Поделился с европейцами своим мнением и директор Ставропольского филиала РАНХиГС, доктор политических наук Юрий Васильев.

Иван Бабин. Фото: nsi-centre.ru

Европейцы с нескрываемым интересом расспрашивали, что происходит сегодня на Кавказе: насколько серьезна террористическая угроза, много ли мигрантов, велико ли влияние Турции? Ведь это те проблемы, которые волнуют все страны ЕС.

Среди них самая острая – это, конечно, терроризм: за последний месяц теракты, организованные исламскими радикалами, произошли в трех европейских городах – Лондоне, Стокгольме, Санкт-Петербурге. Значит, и бороться с общими вызовами тоже нужно сообща. Но Россию и Евросоюз разъединяют геополитические вопросы – позиция по Донбассу, Крыму, Сирии.

Хотя это, как признался Джонатан Эванс, – большая политика. И сколь бы остры ни были противоречия двух стран, рядовые сотрудники посольства должны по-прежнему налаживать контакты на своем уровне. Только они – залог того, что нынешняя «холодная» война рано или поздно не перейдет в «горячую». 1 Распечатать

Наверх