
Общественность Ставрополя обеспокоена, что знаменитый памятник архитектуры – «Дом с привидениями» на улице Комсомольской – под видом реставрации перестраивают под элитное жилье. Причем подрядчик связан с фирмой, которая в прошлом году оскандалилась на реконструкции Каскадной лестницы в Кисловодске и в отношении ее руководства уже возбуждено уголовное дело.
Поводы для радости или для грусти?
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая считается негласным «куратором» Кисловодска, посетила его в минувшую пятницу. Приезжает она сюда дважды в год, зимой и летом, чтобы отдохнуть в санатории, а заодно и проверить положение дел. На сей раз Матвиенко вопреки многолетней традиции не стала общаться с жителями, ограничившись чиновниками.
На коротком брифинге, который по итогам поездки спикер провела в Нарзанной галерее, она рассказала, что осталась в целом довольна увиденным. Впрочем, есть еще много проблем, которые нужно решить.С момента заключения договора минуло уже десять месяцев, а арендатор даже еще не заменил оконные блоки
Скажем, еще в декабре 2015 года началась реконструкция Главных нарзанных ванн на курортном бульваре, на которые из федерального бюджета выделили 58 млн рублей. Еще в прошлом сентябре ФГБУ «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» (АУИПиК) сдало ванны в аренду компании «Аквалоо» из Краснодарского края сроком на 99 лет. За это время арендатор обязан выплатить в бюджет 1,1 млрд рублей и завершить реставрацию здания, чтобы разместить здесь SPA-комплекс. С момента заключения договора минуло уже десять месяцев, а арендатор даже еще не заменил оконные блоки.
Валентина Матвиенко. Фото: kavtoday.ru
Крайне недовольна Матвиенко и судьбой «Музыкальной раковины» перед зданием государственной филармонии. Это открытая концертная площадка с уникальной акустикой была построена еще в 1897 году, а последние два десятилетия стоит заброшенной. Спикер еще во время прошлогоднего визита в Кисловодск обещала, что ее реконструируют и откроют для зрителей, но «Музыкальная раковина» до сих пор стоит, задрапированная строительной сеткой.
Еще один повод для беспокойства Матвиенко – судьба кинотеатра «Россия» на проспекте Победы (прямо напротив здания городской администрации), который также заброшен более десяти лет. Мэр Александр Курбатов еще весной 2015 года пообещал найти инвестора, который бы превратил его в современный конгресс-холл, но это так и осталось лишь обещанием. Между тем каждый год из бюджета города тратится около 700 тысяч рублей на охрану огромного здания.
В общем, если детально разобраться, то поводов для гордости у администрации Кисловодска не так-то много. Даже те «знаковые» объекты в городе, которые под личный контроль взяла Валентина Матвиенко, пребывают не в лучшем виде.
Кинотеатр «Россия», Кисловодск. Фото: news-kmv.ru
Лестница раздора
В прошлом году компания-подрядчик «ЮгГлавСнабСтрой» по контракту с ФГБУ «Федеральный медицинский центр» Росимущества провела ремонт многих знаковых объектов в Кисловодском парке – «Храма воздуха», туалета «Сосновая горка», беседки на смотровой площадке выше Красного солнышка, фонтана и беседки на Площадке роз, автостоянки у заброшенного плавательного бассейна.
Лично Матвиенко потребовала привести в порядок Каскадную лестницу, которая ведет ко входу в парк со стороны улицы Володарского. ФГБУ «Федеральный медицинский центр» провел открытый конкурс стоимостью 58 млн рублей, выбрал подрядчика – компанию «ЮгГлавСнабСтрой».
Работы она должна была должна завершить к декабрю 2016 года, но подрядчики поспешили сдать объект на месяц раньше. И зря! Не успела закончиться реконструкция, как посыпались недовольные отклики от горожан, а в соцсетях появились многочисленные фото облезлых, сколотых ступенек, просевшей плитки, треснувших и почерневших чаш фонтанов.
Рабочие устраняют дефекты ремонта Каскадной лестницы в Кисловодске. Фото: stapravda.ru
Была проведена проверка силами прокуратуры, МВД и Росимущества. Выяснилось, что подрядчик, согласно контракту, должен был использовать природный камень – доломит, но вместо этого ступени лестницы были сделаны из более дешевого бетона. Из-за отсутствия ливневой канализации вода стекала прямо по ступеням, они пошли трещинами. То есть обновленная Каскадная лестница не пережила первых же зимних холодов.
Стоит напомнить, что Каскадная лестница – объект культурного наследия регионального значения. Минкультуры России привлекло «ЮгГлавСнабСтрой» к административной ответственности за то, что в ее штате не было специалистов, аттестованных на проведение работ на памятниках культуры.
«ЮгГлавСнабСтрой», взявший на себя гарантийные обязательства, за свой счет устранил недоделки. На все это закрыла глаза администрация, но не прокуратура. По материалам проверки было возбуждено уголовное дело по факту хищения. С тех пор о судьбе этого дела ничего неизвестно.
«Крыша», чтоб отремонтировать крышу
Ставропольское «ЮгГлавСнабСтрой» неоднократно участвовало в крупных строительных тендерах, и в первую очередь в Крыму, по контрактам с местным управлением Судебного департамента (речь идет о капремонте районных судов, а также поставках автомобилей).
Выгодные тендеры на полуострове фирма стала получать, начиная с декабря 2014 года. Вряд ли совпадение, что незадолго до этого управление Судебного департамента в Крыму возглавил выходец из Ставрополья Керим Акуев (ранее «ЮгГлавСнабСтрой» работал только на Ставрополье, и также нередко по контрактам с местным судебным департаментом).
Совладельцами компании являются супруги Виктор и Светлана Ванюченко, а аккурат до 2014 года ранее Светлана была владельцем еще одной компании – «ЮгКрымСтрой». Затем она вышла из состава учредителей, переуступив свою долю нынешнему владельцу компании Виталию Сидько.
Однако, похоже, аффилированность между двумя компаниями осталась: обе фирмы нередко участвовали в одних и тех же конкурсах, проводимых в том числе управлением Судебного департамента в Крыму. И попеременно выигрывала конкурсы то одна, то другая компания.
В январе нынешнего года Виталий Сидько, действуя уже как частное лицо, выиграл торги, проводимые ГУП «СтавКрайИмущество»: за 9 тысяч рублей в год он теперь арендует знаменитый особняк на улице Комсомольской в Ставрополе.
«Дом с привидениями». Фото: stavropolye.tv
Здание было построено в XIX столетии в восточном стиле – с округлыми и квадратными башенками, стрельчатыми окнами и стилизованными под крепостную «зубчатку» ограждениями балконов. Особняк принадлежал сначала дочери известного купца и городского главы Игнатия Волобуева, затем – азербайджанцу Ага-балы Гулиеву, крупнейшему на Кавказе владельцу мукомолен.
Во время Гражданской войны здесь располагался госпиталь, а в Великую Отечественную – туберкулезный диспансер. Тридцать лет назад здание, которое является памятником архитектуры, было закрыто. И с тех пор особняк стоял бесхозным и медленно разрушался.
Обсуждается информация, что на месте «Дома с привидениями» вырастет элитный особняк
Однако, например, в популярном сообществе «Ставинсайд» в Facebook вовсю обсуждается информация, что на месте «Дома с привидениями» вырастет элитный особняк. На это указывает тот факт, что деревья, которые растут рядом с будущей стройплощадкой неизвестные лица решили испортить.
Вот что рассказал КАВПОЛИТу лидер городского отделения партии «Яблоко» Валерий Ледовской, который давно наблюдает за трагической судьбой «Дома с привидениями».
– На стволах деревьев, которые растут на улице Комсомольской, появились странные надрезы. Я направил обращение в природоохранную прокуратуру по поводу порчи деревьев, которые находятся рядом с будущей стройплощадкой. Прокуратура просто переслала мой запрос в администрацию Ставрополя.
Оттуда пришел ответ за подписью первого замглавы Александра Мясоедова: «Насечки на коре деревьев не влияют на их дальнейшую жизнеспособность». Но такая методика уже давно опробована городскими застройщиками: насечки наносятся специально (нередко в них заливают какой-то раствор), деревья быстро засыхают, после чего их можно спилить как сухостой.
Валерий Ледовский. Фото: yabloko.ru
По словам Валерия Ледовского, партия «Яблоко» взяла ситуацию с реконструкцией «Дома с привидениями» под особый контроль и будет регулярно информировать общественность о том, что происходит с одним из самых известных в Ставрополе памятников архитектуры.