10 февраля 2017 6700 5

Есть ли логика в кадровой политике главы Дагестана?

«В большинстве своем руководителями в республике становятся либо непрофессионалы в управляемой сфере, либо не имеющие опыта, либо имеющие сомнительные связи и репутацию»

usahlkaro Эдуард Уразаев журналист-обозреватель

За последние три месяца в Дагестане произошла смена трех министров, одного заместителя председателя правительства и одного председателя комитета.

Появились также новый заместитель руководителя администрации главы и правительства РД и двое новых глав Ленинского и Советского районов Махачкалы.

Однако официальных комментариев, если не считать смену глав районов столицы, нет, хотя раньше глава Дагестана щедро раздавал характеристики и увольняемым, и назначаемым лицам. 

Между тем хорошо известно, что на освоение новой работы у руководителя органа власти уходит не менее полугода и в этот период эффективность управления резко снижается. Поэтому большинство политических лидеров обычно стараются без лишней надобности «коней на переправе не менять». Тогда есть ли логика в последних кадровых изменениях?

Не буду вспоминать о невыполненных обещаниях главы Дагестана Рамазана Абдулатипова об очищении и обновлении руководящих кадров. На первом этапе (2013-2014 годы) его правления все в основном свелось к ротации прежних кадров, которые, как он говорил, были крохоборами и довели республику до катастрофического состояния. 

На первом этапе (2013-2014 годы) правления Абдулатипова все в основном свелось к ротации прежних кадров

Кроме того, он пообещал при оценке работы руководителей исходить из объективных показателей результатов работы и данных психологических тестов кадровых агентств. 

Но последующие назначения лишь изредка исходили из этих принципов. Ведь назначенные им члены правительства Дагестана Александр Ермошкин, Ризван Газимагомедов, Шарип Шарипов, Зейдула Юзбеков, Марат Ильясов, Такибат Махмудова, Антонина Идрисова, Али Исламов, Артур Далгатов, Баттал Батталов, Азади Рагимов, Сефер Алиев и другие являются высококвалифицированными профессионалами в своих сферах, опытными управленцами и, главное, готовыми быть преданными лично Абдулатипову чиновниками.

И в воровстве почти не замечены. Но он их без внятных объяснений отправил в отставку. 

В какой-то степени причина увольнений стала ясна из неосторожной оговорки по Фрейду, случившейся во время телевизионной «прямой линии» из Дербента в сентябре 2015 года. Глава Дагестана заявил, что что министр – «это собака», которая должна что-нибудь «приносить» хозяину. Поняв двусмысленность своей фразы Абдулатипов добавил: «Не мне, а республике».

И действительно, иногда он выставлял требования к руководителям добиться конкретных социально-экономических показателей или построения какого-нибудь отдельного объекта. Но при этом одних за невыполнение миловал, а других карал. И почему это так происходило – оставалось только догадываться и подозревать.

Симптоматично, что на фоне своих же обвинений чиновников в коррупции глава Дагестана почему-то назначил, а затем лишь после возбуждения уголовных дел освободил от должностей, вице-премьеров Магомедгусена Насрутдинова и Абусупьяна Хархарова.

Также несколько глав городов и районов, несмотря на возбужденные против них уголовные дела, либо переводились на должности в органах государственной власти (Марина Абрамкина, Сергей Чепурной), либо сохранили свои должности (Пахрудин Магомедов, Даниял Шихсаидов). 

В результате общественность привыкла, что назначения руководящих кадров не соответствуют заявленным Абдулатиповым критериям.

Общественность привыкла, что назначения руководящих кадров не соответствуют заявленным Абдулатиповым критериям

А теперь – к последним назначениям. Посмотрим соответствуют ли назначенцы стандартным требованиям о профессионализме, наличии опыта управления, чистоты репутации.

7 ноября 2016 года заместителем руководителя – начальником управления делами администрации главы и правительства Дагестана был назначен Текрар Ахмедов. Он сменил на этой должности Камиля Ясулова, который до своего назначения в 2013 году был заместителем начальника ФГУ «Управление эксплуатации зданий Федерального Собрания Российской Федерации» Управления делами президента РФ.

То есть Ясулов имел московский опыт на сходной должности. А Ахмедов, отслужив в милиции 30 лет, сначала с 2008 по 2011 год был директором филиала страховой компании «Россия» в РД, затем работал директором паспортно-визовой службы (ПВС) Управления федеральной миграционной службы (УФМС) по Дагестану, которое возглавлял Раджаб Абдулатипов – брат главы Дагестана.

С сентября 2013 года  Ахмедов возглавлял ГБУ «Дом дружбы» в Махачкале. Вышеуказанным критериям он мало соответствует, и тут скорее сказалась личная преданность и попадание в круг семьи Абдулатиповых.

В этот же ряд можно отнести назначение 10 октября 2016 года начальником контрольного управления администрации главы и правительства РД Тагиба Тагибова, который до этого работал в УФМС по РД, то есть тоже был подчиненным Раджаба Абдулатипова.

28 ноября на должность вице-премьера назначена 36-летняя Екатерина Толстикова, уроженка Севастополя, ранее работавшая в Москве замминистра образования и науки России. Она сменила Артура Сибекова, который был министром экономики в Кабардино-Балкарии, а затем перебрался в Москву и отмечен как член президиума Ассоциации предпринимателей Москвы. Предполагалось, что он, находясь постоянно в Москве, будет лоббировать дагестанские проекты в федеральных органах власти. Однако за три года ни об успехах, ни о проблемах его работы дагестанцы ничего не услышали. 

Из биографии же Толстиковой видно, что она достаточно быстро поднималась по служебной лестнице, одновременно переходя из одного ведомства в другое и занимаясь по работе в основном хозяйственно-имущественными вопросами. 

Но в Дагестане ей поставили задачи повышения качества образования и улучшения городского пространства Дербента. То есть и в этом случае мало соответствия ее служебного опыта стандартным требованиям и остается предполагать, что при ее назначении сказались или личные симпатии Абдулатипова, или его отклик на просьбу из Москвы неизвестного нам опекуна Толстиковой. А предположения о ее лоббистском потенциале в московских коридорах власти, как теперь стало очевидно, были неоправданными.

За три года ни об успехах, ни о проблемах работы Артура Сибекова в Москве дагестанцы ничего не услышали

25 января 2017 года неожиданно был отправлен в отставку председатель комитета по государственным закупкам Мурад Далгатов, который за неделю до этого получил благодарность Минэкономразвития России «за значительный вклад в развитие федерального законодательства в сфере закупок в рамках формирования контрактной системы в Республике Дагестан».

Перед самой отставкой комитет распространил информацию о том, что «по итогам трех лет государственными и муниципальными заказчиками всего сэкономлено бюджетных средств на сумму 1 млрд 675,1 млн рублей» и что «централизация закупок позволяет прозрачно и отрыто проводить аукционы, эффективно экономить и контролировать бюджетные средства». 

И действительно, по указанию главы Дагестана происходила централизация госзакупок. Согласно постановлению правительства РД от 18 ноября 2016 года, уже все государственные закупки, проводимые конкурентным способом, обязали проводить централизованно через Комитет по государственным закупкам РД, в том числе закупки, осуществляемые путем проведения запроса котировок и предложений.

Мурад Далгатов за неделю до отставки получил благодарность Минэкономразвития России

До этого закупки с начальной максимальной ценой контракта до 200 тысяч рублей проводились заказчиками самостоятельно. 

Однако для администрации главы и правительства РД, Агенства дорожного хозяйства РД и некоторым другим органам власти постановлением сделаны исключения, что можно расценить как разделение сфер влияния за примерно 22 миллиардов рублей, направляемых на госзакупки из республиканского бюджета, между группами Абдулатипова и председателя правительства РД Абдусамада Гамидова.

Получается, что Далгатов создал работающую систему, но контроль за ней передали более близкому к Гамидову человеку. Новым руководителем комитета стал Шамиль Сагидов, тоже даргинец, доросший до замминистра финансов РД. В этом случае один профессионал сменил другого, но потребовался еще и принцип личной преданности.

Далгатов создал работающую систему, но контроль за ней передали более близкому к Гамидову человеку

31 января Магомед Исаев был освобожден от должности министра по туризму и народным художественным промыслам РД в связи с назначением его начальником Управления отделения Пенсионного фонда России по РД. Судя по просочившейся еще в ноябре 2015 года информации, он рассматривался Абдулатиповым как кандидат на эту должность, освободившееся после возбуждения уголовного дела и увольнения Сагида Муртазалиева, олимпийского чемпиона и экс-главы Кизлярского района.

Исаева как бывшего главу Хунзахского района рассматривали и как протеже олигарха Зиявудина Магомедова, являющегося уроженцем этого района. 

Однако тогда назначили Азнавура Гаджимирзоева, увязываемого с кланом сенатора-олигарха Сулеймана Керимова и депутата Госдумы ФС РФ Магомеда Гаджиева, к которым был близок и Сагид Муртазалиев.

Теперь, скорее всего, между заинтересованными в контроле за ежегодно проходящими через ОПФР по РД 45-50 миллиардов рублей сторонами достигнуто пакетное соглашение. Оно может включать своего рода обмен контроля за средствами пенсионеров на контроль за деньгами, распределяемыми из республиканского бюджета на инвалидов и льготников. 

​Скорее всего, между заинтересованными в контроле за ежегодно проходящими через ОПФР по РД 45-50 млрд руб. сторонами достигнуто пакетное соглашение

Дело в том, что 7 февраля был освобожден от должности министр труда и социального развития Хасбулла Гаджигишиев, который публичных нареканий не получал, но слухи о своем увольнении стал получать еще летом 2016 года.

На его место исполняющим обязанности назначен Расул Ибрагимов, бывший директор банка «РБА» и советник председателя Народного собрания РД Хизри Шихсаидова. Но главное, что Ибрагимов, судя по фото в интернете, состоит в дружеских отношениях с Сагидом Муртазалиевым.

Вместо Исаева на должность министра по туризму и народным художественным промыслам РД указом главы Дагестана от 6 февраля была назначена Рабият Закавова, которая до этого чуть более полугода была Уполномоченным по правам ребенка РД, а ранее – замминистра юстиции РД.

Это странное назначение можно объяснить либо личными симпатиями, либо желанием формально соблюсти в правительстве Дагестана баланс по национальной принадлежности. Аварец Ибрагимов заменил кумыка Гаджигишиева, а кумычка Закавова заменила аварца Исаева.

Назначение Закавовой можно объяснить либо личными симпатиями, либо желанием формально соблюсти в правительстве РД баланс по национальной принадлежности

Ну и, наконец, 7 февраля состоялась ожидаемая уже три месяца отставка Бурлият Токбулатовой с должности министра печати и информации РД. Она вместе с заместителем главы города и главами внутригородских муниципальных районов Махачкалы тоже оказалась крайней в проблемах, связанных с несвоевременной уборкой мусора, потопами на улицах и массовых отравлениях в Махачкале, вызвавших возмущение у многих горожан, блогеров и журналистов.

Ее заменил на этом посту доктор филологических наук Рашид Акавов, который был деканом института культуры и искусств Даггоспедуниверситета и в последний год был телеведущим в одном из общественно-политических ток-шоу на РГВК «Дагестан».

Кроме того, он по совместительству преподавал на журналистском отделении филологического факультета Даггосуниверситета. Акавов стал четвертым кумыком-руководителем этого ведомства за четырехлетний период правления Абдулатипова и он отчасти удовлетворяет стандартным требованиям кадровой политики.

Акавов стал четвертым кумыком-руководителем Минпечати за 4-летний период правления Абдулатипова

Пострадала вместе с Токбулатовой и замруководителя администрации главы и правительства РД – руководитель пресс-службы главы РД Тамара Чиненная, которая указом главы Дагестана от 7 февраля лишена первой из совмещаемых должностей.

Таким образом, в отдельных случаях глава Дагестана старается выглядеть требовательным руководителем, и его назначения исходят из некоторых политических правил и традиций.

Однако в большинстве своем руководителями становятся либо непрофессионалы в управляемой сфере, либо не имеющие опыта, либо имеющие сомнительные связи и репутацию. Иногда это можно объяснить политическими договоренностями о своего рода обмене услугами и любезностями, иногда – укреплением своего клана путем расстановки преданных людей, иногда – коррупционными моментами. 

В отдельных случаях глава Дагестана старается выглядеть требовательным руководителем

При этом многие профессионалы в своих направлениях, которые одновременно являлись исполнительными и ответственными чиновниками, были отправлены в отставку после неисполнения заведомо невыполнимых заданий.

Уже намечены и следующие жертвы. Примером можно считать распоряжение, в котором  вице-премьеру Гасану Идрисову, министру строительства и ЖКХ РД Ибрагиму Казибекову и мэру Махачкалы Мусе Мусаеву поручено в трехмесячный срок принять все меры для обеспечения жителей Махачкалы качественными коммунальными услугами.

Об этом Абдулатипов заявил в ходе оглашения Послания Народному собранию РД 6 февраля и пригрозил их уволить в случае неисполнения.

Абдулатипов пригрозил увольнением вице-премьеру правительства РД, министру строительства и ЖКХ РД и мэру Махачкалы 

Вряд ли исполнимо и оглашенное в Послании поручение правительству «в течение трех месяцев завершить весь перечень мероприятий по созданию в Дагестане благоприятных условий для бизнеса с четкими сроками на получение разрешения на строительство, доступ к инфраструктуре в соответствии с законодательством, подключение к электросетям, регистрацию прав собственности и т. д.»

Такими поручениями и приоритетными проектами Абдулатипову удается держать в тонусе чиновников и за счет эксплуатации административного ресурса добиваться некоторых успехов.

Но в условиях субъективности принимаемых решений это превращается для чиновников-работяг в сущую пытку с неэффективными тратами времени и сил. Причем о поощрениях и стимулах – ни слова. Только призывы к патриотизму.

Чиновников в Дагестане нагружают еще одним грузом и приставляют еще одного надсмотрщика с кнутом

Более того, в Послании глава Дагестана поручил правительству РД, с одной стороны, в «министерствах, ведомствах, муниципальных образованиях формировать эффективные бизнес-команды» или «ответственные группы содействия развитию малого и среднего бизнеса, в том числе в аграрном секторе», а с другой - назначить инспекторов от управления администрации главы и правительства РД по вопросам противодействия коррупции «во все министерства, ведомства, а также в каждое муниципальное образование, став фактически службой внутренней безопасности для чиновников».

То есть чиновников нагружают еще одним грузом и приставляют еще одного надсмотрщика с кнутом. Ну а то, как эти инструменты будут использованы Абдулатиповым, можно предположить из вышеизложенных примеров.  

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции "Кавполита"

6 Распечатать

Наверх
добавка E942