
Экологи из краевого движения «Солнечный патруль» уже два года бьют тревогу: на Кавминводах действуют заведомо незаконные документы территориального планирования. Например, в угоду застройщикам искажены границы зон горно-санитарной охраны (где образуется нарзан). Активисты обращались в Генпрокуратуру, откуда их письмо «спустили» низовым исполнителям, которые заниматься ничем не хотят… Неужели на Кавминводах так сильно строительное лобби?
В парке снова ломают копья
В минувший вторник в администрации Пятигорска прошли публичные слушания по вопросу благоустройства Комсомольского парка, в котором предстоит построить православный собор Николая Святителя. И хотя время было крайне неудобное (10 часов утра в будний день), в зале яблоку негде было упасть.
Епархия на протяжении полугода полностью дистанцировалась по вопросу строительства храма в Комсомольском парке
Основную массу пришедших составляли пенсионеры – жители микрорайона «Белая ромашка», которые громче всего и ратовали «за» строительство храма. Причем их не смущал тот факт, что активнее всего идею строительства продвигает именно администрация Пятигорска, а не Пятигорская епархия.
Епархия на протяжении полугода, пока в городе-курорте кипит общественная дискуссия по поводу строительства храма в Комсомольском парке, от этой темы дистанцировалась. Словно бы намеревались строить не собор, а магазин или гостиницу. Не было представителей РПЦ и на публичных слушаниях в администрации.
Согласно проекту, разработанному архитектором «Кавминводской проектной компании» Верой Романовой, размеры будущего собора Николая Святителя составят 15 на 20 метров, собор с одним куполом, около него благоустроят зеленую зону, а вот ограды у церковного дворика не будет.
За счет бюджета Пятигорска благоустроят и остальную территорию Комсомольского парка – проект тоже представили на слушаниях. Если верить проекту, здесь должны появиться детская площадка и несколько спортивных площадок (для тенниса, бадминтона, волейбола и воркаута), а также ролледром. В северной части Комсомольского парка обещают высадить две аллеи.Состоялись общественные слушания по вопросу реконструкции парка в микрорайоне Белая Ромашка. http://t.co/uRB8kNsx4R
— Blago-Kavkaz (@BlagoKavkaz) 21 февраля 2017 г.
Деньги на благоустройство, как ранее заявил мэр Лев Травнев, могут пойти за счет курортного сбора. Но это в том случае, если его введут на Кавминводах уже в этом году. Ведь облагородить Комсомольский парк хотят к началу 2018 года, когда он отметит полувековой юбилей.
Некогда здесь было картофельное поле, но в 1968 году учащиеся местного ПТУ на средства, заработанные во время субботников, высадили здесь Аллею Славы в память об участниках Великой Отечественной войны – она и дала начало парку.
Комсомольский парк. Фото: kmvcity.ru
Вне закона не только храм
Сегодня Комсомольский парк – один из четырех, которые есть в Пятигорске (на горе Горячая – Верхний, у Новопятигорского озера – парк Победы, а в районе стадиона «Машук» – парк «Цветник»). Немного, согласитесь, для 150-тысячного города-курорта. При этом культовых сооружений в городе шестнадцать. Так почему бы не разместить новый храм в другом месте, а не посреди зеленой зоны, коих в Пятигорске так немного?
Таковы были доводы противников строительства собора именно в Комсомольском парке. Они предлагали разместить его, скажем, около торгового центра «Университи» или около кафе McDonald’s (тоже в микрорайоне «Белая ромашка», где живет более 30 тысяч человек).
Активисты экологического движения «Солнечный патруль», которые пришли на слушания, доказывали: любое строительство в Комсомольском парке – незаконно. Во-первых, эти земли входят во вторую зону округа горно-санитарной охраны. Во-вторых, территория парка – это земли общего пользования в разрешенным видом «туристско-рекреационная деятельность».
Каким же образом администрация Пятигорска обойдет эти запреты? Дело в том, что сейчас в городе действует новый вариант генплана, который фактически разрешает вести капитальное строительство в парках и скверах.
Копья вокруг этого документа ломают уже четвертый год, с тех пор как местные депутаты решили внести изменения в действующий генплан Пятигорска. КАВПОЛИТ уже не раз рассказывал, что авторы нового генплана, фактически, разрешили отдать под застройку более 200 гектаров озелененных территорий (в том числе на горах Машук и Бештау, а также в Бештаугорском лесничестве).Пятигорские стройки под контролем полпреда http://t.co/4Kk1iVC1wU #северныйкавказ
— #СеверныйКавказ (@NCnewsFeed) 27 июня 2016 г.
В 2014 году прокуратура Пятигорска рекомендовала администрации эти нарушения устранить. Не устранили. Тогда прокуратура обратилась в суд, который в июне 2015 года вынес решение: новый генплан не должен противоречить федеральному экологическому законодательству. И лишь в ноябре 2016 года гордума Пятигорска, ссылаясь на этот судебный вердикт, изменила генплан… но без учета мнения прокуратуры.
Даже прокуратура порой терпит фиаско
«Несмотря на четко выраженную позицию судебного органа в части размещения коммерческих объектов на территориях, покрытых зелеными насаждениями и входящих во вторую зону округа горно-санитарной охраны, часть таких территорий включена в общественно-деловую зону, предназначенную для размещения объектов коммерческого назначения», – говорит прокурор Пятигорска Юрий Кардашин.
Еще в декабре прокуратура снова потребовала от гордумы Пятигорска изменить уже «откорректированный» генплан. То есть привести его в соответствие с законом, а не с интересами застройщиков, давно и вожделенно взирающих на зеленые зоны города.
С тех пор пошел третий месяц, а гордума до сих пор не приняла «законный» вариант генплана. И понятно, почему муниципальные депутаты тянут – чем дольше период правовой неопределенности, тем легче бесконтрольно распоряжаться землями.
Юрий Кардашин. Фото: kmvnews.ru
Пример приводит сам Юрий Кардашин: в историческом центре Пятигорска (в том числе на проспекте Кирова) прокуратура выявила 13 самовольных объектов, из которых по трем уже приняты решения о сносе, еще 10 исков пока рассматриваются судами. Каким же образом не разглядели все эти самострои в администрации Пятигорска?
По некоторым искам, правда, прокуратура потерпела фиаско. Скажем, в споре о сносе кафе «Ассоль» на проспекте Кирова (капитальное строение площадью 207 кв.м плюс навес площадью 152 кв.м). Или в споре о выделении под строительство магазина участка площадью 1787 кв.м напротив городского вытрезвителя на улице Ессентукской (причем на этом месте будет спилено 30 деревьев).В историческом центре Пятигорска прокуратура выявила 13 самовольных объектов
Активисты «Солнечного патруля» выявили еще одну аферу, позволившую создать еще одну «лазейку», через которую также уходит муниципальная земля. Постановлением Совмина РСФСР еще в 1985 году были установлены границы первого, второго и третьего округов горно-санитарной охраны на Кавминводах. Этому предшествовала огромная работа: примерно шесть лет ученые по заданию ВЦСПС и Минздрава СССР изучали условия и границы залегания источников минеральной воды (фактически, зоны горно-санитарной охраны – это проекция на земную поверхность водоносных пластов).
Однако когда эти границы, начиная с 2012 года, администрации городов-курортов по требованию прокуратуры стали ставить на кадастровый учет и выносит на местность, оказалось, что они не соответствуют параметрам, установленным в 1985 году. А администрация Пятигорска ставить границы зон горно-санитарной охраны на кадастровый учет и вовсе отказалась. И даже обратилась в суд, требуя признать границы зон несуществующими. В декабре 2014 года Верховный суд признал претензии администрации Пятигорска незаконными.
Кому Верховный суд не указ?
Даже несмотря на решение Верховного суда, вопрос с «расхождением» границ так и не был решен. Как и в случае с генпланом Пятигорска: есть и решение Ставропольского краевого суда о том, что он противоречит законодательству, но никто менять его не собирается.
«Солнечный патруль» прошлой осенью обратился с письмом на имя генерального прокурора Юрия Чайки, рассказав о том, что сегодня на Кавминводах фактически существуют совершенно разные границы зон горно-санитарной охраны. Одни – установленные на основе научного анализа, другие – «нарисованные» чиновниками по собственному разумению.
Скажем, в Железноводске из второй зоны «выпали» почти 1800 гектаров, в том числе часть южного склона Бештау и вся гора Змейка. Из второй зоны в Пятигорске также «выпало» почти 300 гектаров, в том числе несколько кадастровых кварталов общей площадью почти 50 гектаров в Новопятигорске в районе Колхозной площади. В Ессентуках в государственный кадастр местная администрация «забыла» внести сведения о 2 из 14 участках первой зоны горно-санитарной охраны.
Однако в Генпрокуратуре обращением экологов из «Солнечного патруля» заниматься не стали и сходу переслали его в прокуратуру Ставропольского края. А оттуда экологи в ноябре получили ответ: мол, это вовсе не в ныне действующей кадастровой документации содержатся ошибки… а в постановлении Совмина РСФСР.
Кроме того, как информирует экологов заместитель прокурора края Алексей Гуськов, что ни одно из ведомств не имеет права заниматься «корректировкой» установленных границ. Если верить ответу Гуськова (к слову, он сам с 2007 по 2012 год возглавлял прокуратуру Пятигорска), то краевой надзорный орган обратился в Генпрокуратуру, чтобы та, в свою очередь, внесла некие предложения в правительство России. Якобы только так и никак иначе невозможно исправить «кривые» горно-санитарной охраны.
Сколько же будут разрабтывать эти предложения, неизвестно. И все это время, покуда в госкадастре закреплены «липовые» сведения о границах горно-санитарных зон, на том месте, где реально формируются или выходят на поверхность минеральные воды, сегодня можно рубить деревья, строить здания и даже хоронить мусор. А значит, и грош цена всем обещаниям Москвы о том, что Кавминводы скоро станут «курортом мирового значения».