19 апреля 2017 3005 0

Грузинская политика привыкла быть в центре внимания

В Тбилиси очень переживают по поводу того, что грузинский вопрос отправлен в архив мировой политикой 

usahlkaro Антон Кривенюк Журналист

Вечером 18 апреля самолет министра иностранных дел России Сергея Лаврова приземлился в сухумском аэропорту. Вчера и сегодня глава внешнеполитического ведомства РФ проводил встречи с президентом Абхазии Раулем Хаджимба, министром иностранных дел Дауром Кове, открывал посольство России в Абхазии.

Протокольный визит, по итогам которого вряд ли возникнут поворотные пункты в развитии российско-абхазских отношений.

О геополитике говорили не много. Ситуация в регионе становится острее, некоторые угрозы могут актуализироваться. Но когда было не так?

Все, что можно было сделать для предотвращения военных угроз, сделано. Российские войска находятся на грузино-абхазской границе, формируется единое оборонное пространство. 

Кривенюк: Ситуация в регионе становится острее, некоторые угрозы могут актуализироваться. Но когда было не так?

Однако активную информационную поддержку визиту Лаврова в Абхазию оказала Грузия. Еще за неделю до события о нем заговорили в Тбилиси на самом высоком уровне.

«Визит министра иностранных дел России в Абхазский регион с нарушением государственной границы Грузии и незаконное открытие там нового здания дипломатического представительства России грубо нарушает принцип уважения суверенитета и территориальной целостности Грузии», – заявил президент Грузии Георгий Маргвелашвили. 

Сергея Лаврова встречают в аэропорту Сухума. Фото sputnik-abkhazia.info

Такая экспрессивная реакция Тбилиси на визит Лаврова в Абхазию даже несколько неожиданна. Хотя бы потому, что этот визит – не первый. В 2010 году глава МИД России прилетал в Сухум. Посещали Абхазию с официальными визитами и первые лица в руководстве России.

А эмоциональность спикеров и комментаторов с грузинской стороны возвращает нас как минимум на десятилетие назад, когда любые темы, так или иначе затрагивающие абхазский контекст, становились важным событием и даже больше – явлением для грузинской публики. 

Кривенюк: Эмоции, с которыми в Грузии встретили приезд Лаврова в Сухум, вызывают удивление

Но с тех пор прошло много времени. И в последние годы тот, кто регулярно наблюдает за повесткой, не мог не обратить внимание на абсолютно вялую реакцию грузинской стороны даже на такие вроде бы важные процессы, как выборы, или более того – возникновение единого оборонного пространства с РФ. Казалось, Тбилиси потерял интерес ко всему, что связано с абхазской тематикой.

Поэтому эмоции, с которыми в Грузии встретили приезд Лаврова в Сухум, вызывают удивление.

И представляется, что проблема не столько в самом событии, сколько в том, как оно воспринимается в Грузии.

На самом деле нельзя не признать эффективность нынешней основной линии грузинской стороны в отношении Абхазии. Тбилиси точечно препятствует процессу легитимации Абхазии на международной арене везде, где может.

В большей степени это касается проектов в сфере культурного обмена и торговли. «Чтобы не привыкали к тому, что есть такое государство» – это, возможно, вечная формула грузинской политики, ставящей палки в колеса без лишнего шума.

Кривенюк: «Чтобы не привыкали к тому, что есть такое государство» - это, возможно, вечная формула грузинской политики

С другой стороны, Тбилиси научился эффективно, в своих интересах использовать преимущества в тех сферах и отраслях, где они есть. Скажем, граждане Абхазии имеют возможность по специальным программам, как правило бесплатно, получать квалифицированную и современную медицинскую помощь в грузинских клиниках, экономя миллионы долларов на сложных операциях. И, что важнее, они получают ту помощь врачей, на которую не могут рассчитывать в Абхазии, где ситуация в сфере здравоохранения, можно сказать, критическая.

В дальнейшем свою роль сыграет наличие безвизового режима, который действует для граждан Грузии при посещении европейских стран.

В то же время в Абхазии, в основном среди молодежи, достаточно много людей, у которых нет российского гражданства и нет никакой возможности его получить. Это ограничивает их возможность передвижения по миру, и какая-то их часть может воспользоваться грузинским предложением о гражданстве.

Медицина и «безвиз» – два наиболее очевидных преимущества, на которые рассчитывают в Тбилиси для того, чтобы форматировать общественное сознание в Абхазии в свою пользу.

Однако эта стратегия не может иметь хорошего медийного выхлопа, на ней не заработаешь очевидных политических очков. Долгоиграющие темы вообще не помогают решать краткосрочные задачи политических режимов. 

Кривенюк: Ожидания в грузинском общественном сознании пока связаны только с возвращением Абхазии в поле грузинской государственности

Тем более эта программа лояльности абхазскому обществу не гарантирует достижения ожидаемых политических результатов. А они, эти ожидания, пока в грузинском общественном сознании связаны только с возвращением Абхазии в поле грузинской государственности. 

Более того, в этом конкретном случае таких результатов достичь будет невозможно. Все, чего можно добиться – это постепенного изменения имиджа Грузии в Абхазии, через годы и десятилетия.

Но политические оппоненты, в первую очередь просаакашвилевское «Единое национальное движение», наступают на пятки. А вопросы, связанные с неурегулированными конфликтами, где нет никаких видимых продвижений грузинских интересов, несомненно, больное место для любой грузинской власти. Критика по этому направлению усиливается и со стороны общественного сектора.

Тема будто отправлена в архив. Будто случилось признание стратегического поражения Грузии в продолжающейся уже не одно десятилетие борьбе за бывшие автономии. 

Кривенюк: Будто случилось признание стратегического поражения Грузии в продолжающейся не одно десятилетие борьбе за бывшие автономии 

В этой ситуации грузинские власти будут использовать имеющиеся информационные поводы для громкой пропаганды своей позиции. Что может быть лучше в этом смысле, чем визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Абхазию?

Есть еще один нюанс. В Тбилиси, и это заметно, очень переживают по поводу того, что грузинский вопрос действительно отправлен в архив, но только мировой политикой. На арене совершенно другие, куда более глобальные и опасные процессы. И на этом фоне проблемы Грузии выглядят как локальные, не несущие серьезных угроз региональные противоречия.

Но у Тбилиси в этом отношении всегда были амбиции. Грузинская политика привыкла быть в центре внимания, умела заострять интерес мировых политиков и СМИ на своих конфликтах, умела монетизировать интерес мировой аудитории.

Всего этого теперь нет. И Грузия очень заинтересована в том, чтобы ставить в международную повестку интересующие ее вопросы. И опять-таки, визит Лаврова – отличный информационный повод, который позволит Тбилиси на некоторое время оказаться в центре внимания мировых СМИ. 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции "Кавполита"

-1 Распечатать

Наверх
добавка E942