
Жители Буйнакска, как и других городов Дагестана, борются за каждый клочок земли. Предприимчивые коммерсанты подступают ко всему, что мало-мальски способно дать доход. Отстаивают территории не сердобольные граждане – раздел идет между мелкими и крупными бизнесменами, и они далеко не всегда следуют закону.
КАВПОЛИТ разбирался, в чем причина вседозволенности – и беспорядка в городе.
«Вы не понимаете! Так решил суд!»
В дагестанскую редакцию КАВПОЛИТа поступила жалоба от буйнакцев, живущих в доме №25 по ул. Чкалова. В июле к ним во двор привезли спецтехнику и вырыли котлован в нескольких метрах от многоквартирного дома, ссылаясь на распоряжение владельца участка Далгата Омарова. Тогда жильцы прогнали непрошеных гостей – но ненадолго…
Застройщик планирует открыть на этом участке салон красоты. Самое интересное, что новое здание заслонит не только торец близлежащего дома, но и расположенный на его первом этаже другой салон красоты – «Симона».
Еще в 2012 году жильцы дома обратились в прокуратуру города и района, требуя признать действия застройщика незаконными, в июле нынешнего года направили обращение генпрокурору России Юрию Чайке. Им удалось приостановить стройку.
Хозяин «Симоны» Магомедрашид Бийгишиев говорит, что воюет за этот участок семь лет. По его словам, в адрес активистов, протестующих против застройки, поступают угрозы. «Я им предложил написать заявление, но они отказываются. Боятся. Мне лично угрожали, что закопают», – вспоминает наш собеседник.
По данным Бийгишиева, Далгат Омаров – близкий друг экс-мэра Буйнакска Гусейна Гамзатова
Разрешение застраивать территорию оппоненты Бийгишиева получили в 2010 году (постановление №700 от 22 декабря). В конце июня 2016 года он, будучи депутатом Буйнакского горсобрания, сумел добиться отказа в выдаче разрешения на строительство коммерческого объекта – и постановление №700 было отменено нынешним главой города Закарьей Амировым.
Через месяц Далгат Омаров через свою дочь опротестовал этот отказ в Буйнакском городском суде, и судья Нажиюлла Вагидов встал на их сторону. «Закарья Якубович до последнего не хотел выдавать разрешение на этот участок. Но, как понимаете, с судебной системой он спорить не может. Он вынужден был отозвать все постановления о запрете», – оправдывает Амирова наш источник в администрации города.
По данным Бийгишиева, Далгат Омаров – близкий друг экс-мэра Буйнакска Гусейна Гамзатова, который, очевидно, будучи коренным местным жителем, сохранил в городе больше влияния, чем пришлый Амиров.
19 мая глава Буйнакска постановлением № 361 присвоил спорному участку кадастровый номер 05:44:0000 16:210.
Сын Далгата Омарова Курамагомед стал убеждать корреспондента КАВПОЛИТа, что Бийгишиев приобрел объект в 2010 году – то есть якобы на три года позже, чем они с отцом получили права на землю. Но у них, по его словам, не хватало средств, чтобы вовремя начать строительство.
«Этот объект был получен в 2006 году в результате аукциона. Объявление было размещено в газете «Будни Буйнакска» и в интернете. В конкурсе принял участие мой доверитель и еще два лица. Мы выиграли, с нами был заключен договор купли-продажи.
Он [Бийгишиев] переоборудовал жилую квартиру под салон красоты. Тогдашний мэр ему говорил не строить там дорожку, так как она перекрывает другой коммерческий объект. Ему посоветовали сделать дорожку наискось или с задней части», – рассказал нам Омаров-младший.
Сын Омарова утверждает, что Кадастровая палата признала территорию, на которой они собираются вести стройку, не придомовой
Между тем республиканское министерство природных ресурсов и экологии признало этот участок санитарно-защитной зоной, на которой произрастают деревья редких пород возрастом не менее 10 лет.
Минстрой и ЖКХ РД также нашли ряд нарушений: распоряжение мэрии от 26.12.2007 принималось вопреки ст. 39. п.3 Градостроительного кодекса РФ – без проведения публичных слушаний с участием жителей, проживающих в этом доме; не соблюдено расстояние между возводимым объектом и многоэтажным домом (10 метров вместо 20 метров).
«Пользуясь СМИ, хотят раздуть эту тему»
Несмотря на выявленные нарушения, Омаров доказал в суде, что спорный участок не является придомовой территорией:
«Это тыльная часть дома. От объекта расстояние 10 метров. Апелляционная станция в Верховном суде также подтвердила это решение. Кассационная – тоже.
Экспертиза также проводилась: освещенность, уровень изоляции не нарушены. Можно строить до семи метров, солнце будет попадать в окна первого этажа.
Единственным условием к нам был запрет установки с правой стороны. МЧС приводили, они подтвердили, что расстояние 10 метров соблюдено, архитекторы города тоже подтвердили. Все специалисты дали добро».
При этом он отметил, что за самим Бийгишиевым немало «грешков»:
– Он получил разрешение на строительство магазина на махачкалинском шоссе . До жилого дома там меньше шести метров, пожарная машина и прочая техника не проедет, просматриваемость из окна в окно нарушена, жильцы дома возмущаются…
– А почему вы не слышите возмущения жильцов этого (указываем на спорный участок) дома?
– Вы не понимаете. Суд решил, что это не придомовая территория. Каждый из них также мог, как я, принять участие в аукционе и пополнить бюджет города, купив этот земельный участок. Если это была бы их придомовая территория, тогда я должен был взять разрешение хотя бы у 50% жильцов.
– У вас есть заключение специалистов, подтверждающее, что это не придомовая территория?
– В судебном решении указано, что были вызваны специалисты из Кадастровой палаты, которая потом проводила межевание. От фасадной части дома до нашего объекта расстояние 20 метров. Его [Бийгишиева] тесть неподалеку отсюда строит трехэтажный коммерческий магазин напротив девятиэтажки. И там эти нормы вряд ли соблюдены. Такие люди просто преследуют коммерческий интерес, пользуясь СМИ, хотят раздуть эту тему.
Зато здесь он получил на прошлой неделе разрешение выйти на пять метров вперед, четыре вбок. Хотя от жильцов он разрешения не получил. Они против, чтобы на их территории строили. Ему мнение жильцов неинтересно…
У друга в кабинете…
Еще один земельный конфликт – на этой же улице в Буйнакске – разгорелся между мировым судьей Карабудахкентского районного суда Магомедом Ханмурзаевым и владелицей магазина «Минутка» Минаханум Акаевой, которая приобрела этот объект 28 лет назад.
На момент покупки «Минутки» на здание никто, кроме Акаевой, не претендовал, но 27 лет спустя нашелся новый хозяин земли
События развивались так: в 1989 году Акаева взяла маленькое кафе «Минутка» в аренду у АО «Буйнакский консервный завод», заключив с ними долгосрочный договор на 14 лет с правом выкупа по окончании срока аренды. В 1990-х годах здание перешло в собственность Госкомимущества республики.
В 2002 году Акаева выкупила здание с письменного разрешения тогдашнего председателя Госкомимущества Зейдулы Юзбекова, которое передала директору консервного завода Герею Абдулазизову, заключив с ним договор купли-продажи на 25 тысяч рублей.
Кроме нее на тот момент, как утверждает владелица «Минутки», на здание не претендовал никто. Но через 27 лет неожиданно нашелся хозяин участка – судья из Карабудахкентского района Магомед Ханмурзаев. О своих правах он заявил сразу через суд.
Акаева узнала об этом в декабре 2016 года, получив повестку на слушание по иску о признании недействительными документов на ее объекты недвижимости.
Ханмурзаев пишет, что постановлением администрации города Буйнакска №3 от 5 января 2001 года помещение под спорным магазином якобы было изъято у консервного завода и предоставлено ему в бессрочное пользование для эксплуатации и обслуживания кафе.
«В 2002 году невозможно было изъять уже изъятый участок, который постановлением города за №344 от 8 июля 2016 года предоставлен в собственность Шамилю Салатгерееву, и с ним 29.06.2016 года заключен договор купли-продажи. Договор 1998 года, находящийся на руках у Минаханум Акаевой, не имеет даже передаточного акта. Собственником этого магазина является Салатгереев. Несмотря на это, он не имеет возможность владеть им, так как Акаева незаконно завладела земельным участком», – говорится в исковом заявлении.
Истец приходится близким другом судье и заглядывает к нему в кабинет перед началом каждого заседания по делу «Минутки»
При этом сам Ханмурзаев заключил договор купли-продажи через полгода после того, как завод передал помещение Акаевой. В договоре не конкретизируется, о каком именно объекте идет речь, не считая других недочетов.
Акаева уверена, что Салатгереев – подставное лицо Ханмурзаев. «Это сын его друга», – утверждает она.
Интересно, что ни Ханмурзаев, ни Салатгереев даже не представляют, как выглядит здание, – они признались в этом на одном из судебных заседаний.
Минаханум Акаева, владелица «Минутки»
На июньском заседании выяснилось, что папка с документами Акаевой неожиданно исчезла из архива ФГБУ ФКП Росреестра по РД в Буйнакске. Судья потребовал, чтобы палата представила документы на следующем заседании, но ее представители попросту не явились, а в июле сообщили, что найти папку «не предоставляется возможным».
Регистрационные документы Ханмурзаева – в целости и сохранности. Правда, как заявляет Акаева, по адресу, указанному в его папке, живет совершенно другой человек.
Суд, игнорируя все подозрительные нюансы, явно собирается оставить землю Салатгерееву. Ведет дело уже знакомый нам Нажиюлла Вагидов – тот самый, что аннулировал распоряжение главы Буйнакска по застройке участка на улице Чкалова. По нашим данным, он приходится близким другом Ханмурзаеву, которого видят в кабинете судьи перед каждым заседанием по данному разбирательству.
«Мы заявили о его отводе. Но он отклонил заявление. На все предъявленные мною доказательства – принимает сторону Ханмурзаева.
Обращаясь в КАВПОЛИТ, я заявляю, что Ханмурзаев, пользуясь служебным положением, осуществляет рейдерскую схема захвата и отъема у меня этого помещения. Хочу, чтобы все знали, чем занимаются судьи в нашей республике», – подытожила предприниматель.