
Суровость республиканского правосудия в полной мере сейчас ощущают уроженки Дагестана, вернувшиеся из Сирии. Репатриацией россиян занимался Зияд Сабсаби — спецпредставитель главы Чеченской Республики в странах Ближнего Востока и Северной Африки.
Уже несколько десятков женщин и детей 20 октября и 13 ноября вернулись на родину из горячей точки, среди которых и дагестанки. Как предполагалось с самого начала, в России, женщины оформят явку с повинной и это позволит им избежать тюрьмы.
В отношении чеченских женщин так и произошло. Однако как оказалось, дагестанок на родине ждёт вовсе не амнистия.
Кому – свобода, кому – тюрьма
20 октября в аэропорту Чечни Загидат Абакарову и Муслимат Курбанову вместе с детьми встречали не только родные и близкие, но и сотрудники ЦПЭ. Женщин доставили в РОВД Советского района Махачкалы, где они провели три дня. 24 октября решением суда их оправили в СИЗО. Однако на судебном заседании не было ни их родственников, ни адвокатов.
«Как бы ни было опасно и сложно, мы обязаны вернуть наших детей, это наша честь», - Зияд Сабсаби http://t.co/rKE9FFUa3B
— Russia-Islamic World (@rusisworld) 12 октября 2017 г.
Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Максим Шевченко, 15 ноября встретился с матерями задержанных.
Как уверяют родители, Загидат и Муслимат в 2015 году в Сирию, обманом увезли их мужья, они не принимали участие в войне, а занимались воспитанием детей. А когда мужья погибли, женщины вместе с детьми, оказались в тюрьме у курдов. Сейчас с грудными детьми они находятся в СИЗО.
По словам родителей, МВД Дагестана в 2015 году завели дело по статье 208. УК РФ «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем» и объявили их в федеральный розыск. Однако родные задержанных жалуются на то, что их явки с повинными, силовики не приобщают к делу.
Статья 208 УК РФ предусматривает основание освобождения от уголовной ответственности. Для этого обвиняемый «должен добровольно прекратить участие в незаконном вооруженном формировании, сдать оружие, и в его действиях не должно содержаться иного состава преступления» (прим. ред. – выдержка из статьи). Именно это дополнение к закону дает женщинам, возвращающимся из Сирии, шанс на новую жизнь. Такой шанс уже получили уроженки Чечни, вернувшиеся в родной край в том же самолете, что и дагестанки.
Впрочем, хоть и закон предусматривает снисхождение для Курбановой и Абакаровой, никто из них не брал в расчет, что дагестанские силовики ничего не прощают, даже женщинам и детям.
По мнению журналиста Максима Шевченко, если дело ведёт ФСБ, то на объективность правосудия рассчитывать можно.
«Если этими делами занимается ЦПЭ, то я конечно озабочен. Но если этим занимается НАК, то я считаю, что можно ждать большей объективности. У ФСБ нет задачи отчетности по «галочкам». Я знаю много случаев, когда человек не принимал участие в терроризме, ФСБ его отпускает, правда он потом под их контролем, но на свободе» – отметил Максим Шевченко.
#Сирия - #Дагестан: из ада в ад.
— ПЦ Мемориал (@hrc_memorial) 27 октября 2017 г.
Матерей грудных детей, добровольно вернувшихся на родину, поместили под стражу http://t.co/Nbyk32KJGl
На момент выпуска материала стало известно, что явки с повинной женщин приобщили к делам. Но, как считает адвокат задержанных (имя попросили не называть), это едва ли станет спасательным билетом для его подзащитных. 208 статья УК РФ слишком серьезная и хотя, как уже было сказано, при наличии явки с повинной, закон предусматривает прекращение дела, в Дагестане это приложение статьи УК РФ неприменимо – считает правозащитник. На сегодняшний день Курбанова и Абакарова с младенцами по-прежнему находятся в СИЗО и будут там, до решения суда.
Офицер, офицеру рознь
На двух задержанных матерях дело не остановилось. Еще двух дагестанок с детьми 13 ноября из Сирии привезли в Чечню. Точно так же, как и их предшественниц, силовики встречали женщин, чуть ли не у трапа самолета. Залина Габибулаева и Халимат Алхотова успели только обнять родителей, как их сразу увезли сотрудники дагестанского ЦПЭ, как сказали родным на беседу. Беседа длилась долго, настолько, что женщины неделю провели в СИЗО.
Когда Халимат Алхотову забирали из аэропорта, сотрудник ЦПЭ сказал, что это будет только беседа
Нажуд Алхотов отец Халимат Алхотовой является бывшим сотрудником полиции. Он рассказал КАВПОЛИТу о том, что долго уговаривал дочь вернуться, надеялся на снисхождение, предусмотренное 208 статьей УК РФ. Забирая Халимат из рук отца, силовики обещали ему, что дочь скоро вернется домой.
«Сейчас ходят слухи, что я, отец, сам выманил и сдал свою дочь сотрудникам полиции. А я ее звал домой, будучи уверенным, что ее отпустят, ведь она не участвовала в боевых действиях. Когда ее забирали из аэропорта, сотрудник ЦПЭ сказал, что это будет только беседа. Я офицер доверился слову офицера» – сетует отец.
Халимат Алхотовой 28, по словам родителей, дочь строила планы на будущее, но20 мая 2015 года она вышла из домане вернулась. За пару месяцев до исчезновения Халимат поменяла стиль одежды, надела платок. А из прощального письма родители узнали, что девушка вышла замуж и уехала к мужу в Сирию. Как уверяет отец, помогли ей в этом соседи, которые избежали ответственности за содеянное.
Зияд Сабсаби: Пока не убедимся, что в Сирии и Ираке не осталось ни детей, ни женщин, будем работать
— КАВКАЗ СЕГОДНЯ (@kavtoday) 13 ноября 2017 г.
Подробнее... http://t.co/8QvvUGamnD
Вернулась Халимат Алхотова домой с полугодовалым ребенком. Долгое время она находилась с ним в курдском лагере беженцев. Ребенок сильно заболел – двустороннее воспаление легких и истощение первой степени.
Родители были очень обеспокоены тем, что их дочерей так долго держат в СИЗО. Причём адвокатов женщин не допускали к материалам дела. Чуть позже, как стало известно КАВПОЛИТу, задержанным назначили госзащитника, который готов был уже приступить к «защите», не беря в расчет, что у Алхотовой и Габибулаевой есть свои адвокаты.
Сейчас Халимат и Залина находятся под домашним арестом. Вскоре ожидается судебный процесс, на котором и будут решать их судьбу. КАВПОЛИТ будет следить за развитием событий.
1 Распечатать