Борьба с терроризмом идет не только на полях сражений Ближнего Востока или Северного Кавказа, но и на юридическом фронте следствия, судов и парламентов России, Европы и США.
Главным юридическим последствием борьбы с терроризмом стало повсеместное изменение оценки права на свободное передвижение и усиление уголовной ответственности за попытки принять участие в войне на стороне террористов.
«Мы жертвы европейского терроризма»
В апреле глава сирийской правительственной делегации на переговорах Башар Джафар в интервью Euronews обвинил европейские государства в терроризме:
«За каждого террориста, который приезжает из Европы, ответственность несет его правительство, будь то французское, британское, бельгийское, испанское или итальянское. За каждого террориста, который приехал к нам, ответственность несет правительство его страны. Когда английский или французский премьер-министры говорят и угрожают, что они будут лишать гражданства террористов, возвращающихся в Европу, что это значит? Что эти правительства подталкивают террористов к тому, чтобы остаться в Сирии и не возвращаться в Европу. Если бы эти государства действительно хотели остановить террористов, которые бьют по Сирии и Ираку, то они бы не позволили им покидать свою территорию».
Франции утвердил новый закон по борьбе с терроризмом http://t.co/7uGu14wJlo pic.twitter.com/UVAGTrctmc
— Расул Кадиев (@kadievrasul) 25 мая 2016 г.
Наступает момент, когда вы должны прекратить вытягивать людей из реки, и должны выяснить, кто толкает их
Власти России в ответ на подобные материалы в зарубежной прессе еще больше ужесточили практику наказания за попытку выехать на войну в Сирию или малейшие связи с запрещенными террористическими группировками. Эксперты обратили внимание, что руководителем штаба Национальной гвардии был назначен генерал-полковник Сергей Ченчик, длительное время возглавлявший ГУ МВД в СКФО и воюющий с террористами и экстремистами не менее 15 лет.
На законодательном плацдарме борьбы с терроризмом Россия также продолжает разворачивать свои силы. 13 мая в Государственной думе прошел первое чтение законопроект Яровой/Озерова, который усиливает и расширяет уголовную ответственность и, в частности, предусматривает запрет на выезд из России тем, у кого есть неснятая судимость за экстремизм.
Яровая/Озеров: с "антитеррористическим пакетом"! Эфир в 21:05. http://t.co/0fOAebYJ3n с помощью @SvobodaRadio
— Николай Кавказский (@othertribunus) 8 апреля 2016 г.
Вопрос о лишении гражданства на российском юридическом фронте появился раньше политического заявления представителя Сирии. В декабре 2015 года парламент Дагестана внес в Госдуму законопроект о лишении российского гражданства тех, кто выезжает за границу для участия в террористических группировках. Но уже в январе комитет по конституционному законодательству ГД РФ рекомендовал отклонить законопроект, сославшись на Конституцию РФ.
Однако внесенный позже законопроект Яровой содержит аналогичное предложение. Как пояснила депутат, «речь идет только о лицах, которые получили наше гражданство, а не являются гражданами России по рождению». Неясно, повлечет этот закон отказ в российском гражданстве детям, которые родились на территории, контролируемой террористами в Сирии, если их родители – граждане России – выехали для участия в террористической организации.
На КПП "Верхний Ларс" задержаны две жительницы Северного Кавказа, планировавшие присоединиться к террористам в Сирии http://t.co/WpTZkgUmh0
— Ossetia Ru (@OssetiaRu) 16 мая 2016 г.
С этой проблемой на юридическом фронте может столкнуться Великобритания. BBC в материале «Walsall group jailed for terror offences» рассказала об осуждении граждан Туманного Альбиона за попытку присоединиться к террористам. Среди задержанных – выходцы из христианских общин, беременные женщины, которые ехали рожать в «халифат».
Понимание причин
Тенденция к тотальному осуждению тех, кто пытается выехать за рубеж, в разных юрисдикциях вызывает разную реакцию и сроки наказания.
10 мая Департамент юстиции Нью Джерси сообщил об осуждении Алаа Саадеха (Alaa Saadeh) на 15 лет за организацию материальной поддержки запрещенной террористической организации в Сирии.
Однако в США и Великобритании, где дела в судах рассматриваются присяжными, пресса стала поднимать вопрос о том, что общество не понимает причин массового отъезда на «джихад» в Сирию.
http://t.co/YSKBjxDIJ0
— Расул Кадиев (@kadievrasul) 25 мая 2016 г.
Житель города Буйнакска осужден за попытку выехать на территорию иностранного государства pic.twitter.com/nnFInjF9JI
44% вовлеченных в террористическую деятельность людей были оценены как «вероятно имеющие психические уязвимости»
К террористам ИГИЛ захотел присоединиться ветеран ВВС США http://t.co/qopwdQC9Dy #мир
— All Vesti News (@AllVestiNews) 29 февраля 2016 г.
«Наступает момент, когда вы должны прекратить вытягивать людей из реки, и должны выяснить, кто толкает их», – заявил главный констебль полиции Лестершир.
Проведенное британской полицией 500 дел исследование позволило установить, что «44% вовлеченных в террористическую деятельность людей были оценены как "вероятно имеющие уязвимости, связанные с психическим здоровьем или психологическими трудностями"».
К сожалению, в Российской Федерации пока такие исследования если и проводились, то не публиковались.
Старый новый фронт
Принятый в США билль о возможности подачи исков к Саудовской Аравии за теракт 9/11 в Нью-Йорке ярко обозначил позицию США в отношении недавних своих партнеров на Ближнем Востоке.
Этот акт, конечно, еще больше подчеркивает абсурдность ранее принятого судьей окружного суда Нью-Йорка Джорджем Дэниелсом решения об ответственности Ирана с мотивировкой «они не смогли доказать, что непричастны к этому теракту».
#ctvby На немецкого полицейского напала 15-летняя марокканка, пытавшаяся присоединиться к террористам «Исламского... http://t.co/tNyTXUB5xZ
— Видеоновости от СТВ (@wwwctvby) 4 марта 2016 г.
До этого Федеральный суд Манхэттена признал, что власти Ирана помогали террористам, устроившим в США теракты 11 сентября 2001 года. Суд принял такое решение из-за неявки ответчиков. В иске среди виновных назывался и верховный лидер Ирана – аятолла Али Хаменеи. Виновными в помощи террористам признаны ливанское шиитское движение «Хезболла», «Талибан» и «Аль-Каида».
Юридические акты американских судов и Конгресса США в отношении Саудовской Аравии могут заново привести к вопросу о юридическом запрете ваххабизма.
Косово восстанавливали саудиты под прикрытием администрации США, поэтому регион неожиданно оказался радикализированным
В Осетии задержаны двое мужчин, планировавшие присоединиться к террористам http://t.co/dINeN6mkQj
— ЮжнаяСлужбаНовостей (@kriptosyugsn) 16 марта 2016 г.
Исследователи из подразделения косовской финансовой разведки показали, что саудовская организация «Аль-вакф аль-Ислами», которая располагалась в центре Приштины, в период 2000-2012 годов провела 10 миллионов евро в большинстве своем по документам, мало объясняющим цели финансирования.
Еще в 2004 году Байрам Реджепи, в то время возглавлявший правительство, пытался ввести закон о запрете экстремистской секты. Но европейские чиновники сказали ему, что это нарушило бы свободу религии.
ИГ создало в Европе конвейер по подготовке террористов, вербовка мусульман, проживающих в Евросоюзе, началась где-то в 2012-2013 г.\\NYT
— Коммерсантъ FM 93,6 (@KFM936) 31 марта 2016 г.
Издание Times of Israel обратило внимание на салафитов в Газе. Лидер «Молодых салафитских бойцов» (одной из крупнейших джихадистских групп сектора) Абу аль-Айна аль-Ансари утверждает, что их целью является «борьба против евреев в Палестине, даже если стратегической целью является введение исламского права в мире».
Израиль использует в основном военные меры, поэтому может возникнуть вопрос о том, что его армия начнет военные действия против группировок, связанных с Саудовской Аравией и течением ваххабизм.
Вербовщики #ИГ не обходят вниманием латвийцев#Латвия #вербовкаhttp://t.co/MJ6sCZlhK1 pic.twitter.com/nI2qo7kuQE
— Sputnik_Латвия (@Sputnik_LVRUS) 29 апреля 2016 г.
Ранее КАВПОЛИТ сообщил, что в Грозном намечена конференция, на которой будет предложено законодательное запрещение ваххабизма на всей территории страны.
Мировое юридическое поле, как и ландшафт полей сражений, неоднородно. Каждая страна принимает решения о методах юридического противостояния терроризму, исходя из собственных сил и средств. Однако очевидно, что методы борьбы и подходы демонстрируют разные ценности общественных отношений. В этой связи стоит присматриваться к победам и поражениям своих официальных и неофициальных партнеров по коалиции на юридическом поле антитеррористических действий.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции "Кавполита"
6 Распечатать