
Минфин России намерен избавиться от «дублирующих» работников во всех бюджетных учреждениях страны – бухгалтеров, юристов, кадровиков, специалистам по закупкам. Все ради бюджетной экономии. Одной из первых «оптимизацию» кадров провела Калмыкия еще два года назад, а в прошлом – и Ставропольский край. КАВПОЛИТ разбирался в плюсах и минусах новой реформы.
Забота Кадырова – учителя
КАВПОЛИТ проанализировал структуру расходов бюджетов в регионах Северного Кавказа: несмотря на кризис, львиная доля средств по-прежнему выделяется на социалку (здравоохранение, образование, соцзащита, культура, спорт и СМИ). Вместе с тем доля социальных расходов широко варьируется – от 62% в Дагестане до 92% в Чечне.
Для Кадырова на первом месте – развитие среднего образования, для Владимирова – поддержка незащищенных слоев населения
В пяти кавказских регионах из семи преобладают расходы на соцзащиту и только в двух (Чечня и Ингушетия) – на образование.
Обращает на себя внимание и резкий разрыв в объемах финансирования других статей: здравоохранения (от 3,2% в Дагестане до 16,5% в Чечне), культуры (от 0,7% на Ставрополье до 3,6% в Ингушетии), а также физкультуры и спорта (от 0,3% на Ставрополье до 3,2% в Ингушетии).
Взглянув на эти цифры, любой может оценить, какие расходы тот или иной губернатор считает приоритетными. Скажем, для Рамзана Кадырова на первом месте – развитие среднего образования (10,9 млн рублей в текущем году), а для Владимира Владимирова – поддержка незащищенных слоев населения (в нынешнем году на нее потратят 23,5 млрд рублей).
Губернатор кинул «детей войны»
На Ставрополье уже настолько привыкли к существованию огромного количества льгот и выплат, что любое их сокращение население переживает весьма болезненно. Так, в конце 2015 года в крае изменили порядок присуждения звания «Ветеран труда». Прежде его могли получать мужчины, отработавшие 40 лет, и женщины, отработавшие 35 лет (ежегодно звание присваивалось 7-8 тысячам жителей края).
#RT: На Ставрополье ужесточены требования к присвоению звания «Ветеран труда» http://t.co/DB8PMGKCvB
— Ставрополь (@svsltt) 29 октября 2015 г.
Единороссы же решили: чтобы получать звание, надо иметь не только большой трудовой стаж, но и краевые награды (медали «За заслуги перед Ставропольским краем» либо «За доблестный труд»). Таким образом, число получателей сократилось до 150 человек в год.
Для бюджета это экономия 190 млн рублей ежегодно. Безусловно, было много недовольных, но ведь брать деньги попросту неоткуда.
По той же самой причине на Ставрополье в канун 70-летия Великой Победы крайне выборочно поощрили из бюджета «детей войны» (тех, кто к моменту окончания Второй мировой был младше 18 лет). Праздничная выплата по 1000 рублей досталась только не получающим никаких иных льгот и доплат из бюджета.Ставропольские "дети войны" больше не будут получать выплаты из краевого бюджета http://t.co/pmYKVkRh9X #война #ставрополье #бюджет
— KP.RU - Ставрополь (@StavKP) 25 февраля 2016 г.
Пожилые люди, безусловно, возмущались. Но делать нечего: в бюджете денег на всех нет!
В других регионах попытки «оптимизировать» социальные выплаты тоже к хорошему не приводят. Один из «майских» указов президента касается демографии, в нем есть пункт – в регионах должны появиться ежемесячные выплаты на третьего и последующего ребенка (в размере прожиточного минимума).
Однако по сию пору в 16 регионах такой выплаты нет, и среди них Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Северная Осетия, Чечня – и, как ни странно, богатейшая Москва.
Ставрополье обмануло многодетных?
— КАВПОЛИТ (@kavpolit) 17 июля 2014 г.
Край, первым в СКФО учредивший капитал на третьего ребенка, отложил выплатыhttp://t.co/A8oz2Q7fjC
Еще в 21 регионе получать такие выплаты могут не все многодетные семьи, а только те, чей доход на каждого домочадца ниже регионального прожиточного минимума. Такие «рогатки» придумали в Карачаево-Черкесии, что, разумеется, сводит демографический эффект выплаты к минимуму.
Капиталисты «рвут» бюджет
Учитывая, какую долю в бюджете занимают «социальные» расходы, можно смело констатировать: Россия – государство социалистическое. Тем не менее в Москве все же озабочены тем, чтобы сделать эти расходы более эффективными.
И уж сколько предложений разных было! Сначала провернули реформу бюджетных учреждений, заставляя их переходить в статус «автономных».
Отказались от сметных принципов финансирования учреждений, перейдя к нормативам затрат и госзаданиям.
Начали внедрять эффективный контракт – это когда бюджетник получает зарплату в зависимости от квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы.
Появилась и независимая система оценки качества социальных услуг (которая, впрочем, на улучшение работы организаций и тем более на их финансирование почти не влияет).В Москве все озабочены: как же сделать, чтобы расходы были более эффективными
В прошлом году Экспертный совет при правительстве (часть так называемого «Открытого правительства») предложил еще несколько рецептов – создавать бюджетно-балансовые комиссии по видам основных социальных расходов, развивать систему негосударственного пенсионного обеспечения, аутсорсинг и государственно-частное партнерство.
Революционное предложение «Открытого правительства» – вывести за штат бюджетных учреждений персонал
Ну и самое революционное предложение «Открытого правительства» – вывести за штат бюджетных учреждений младший медицинский персонал и неквалифицированный персонал учреждений культуры. Представьте, сколько недовольных будет. Впрочем, правительство угроза социальных протестов никогда не останавливала.
Достаточно вспомнить, к чему привела «оптимизация» сети медицинских учреждений в 2014 году, когда по всей стране принялись закрывать неэффективные больницы, роддома и фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), чтобы в оставшихся поднять зарплаты медикам.
Митинги протеста (в них участвовали как сами медработники, так и пациенты) прокатились по всей стране, были они и на Юге: в Моздоке, Астрахани, Ахтубинске, многих городах Ставрополья. И от «оптимизации» в здравоохранении отказались.
Устранить «дублеров»
Такую задачу в прошлом году поставил Минфин России перед регионами. Что это значит? Известно, что в каждом министерстве, в каждой школе и детсаде есть свои юристы, кадровики, бухгалтеры. Работая в разных ведомствах, выполняют они в общем-то одинаковую работу.
Самый главный вопрос: сколько людей ради этой «оптимизации» пришлось уволить?
И вот теперь Минфин хочет, чтобы в каждом регионе были централизованы бухучет, кадровая работа, юридическое сопровождение, проведение закупок, материально-техническое обеспечение, транспортное обслуживание, обслуживание и ремонт помещений и даже охрана зданий.
Начать было решено с бухгалтеров. Причем одним из первых регионов в стране, где принялись за их «оптимизацию», оказалась Калмыкия. Здесь еще в апреле 2015 года было создано ГКУ «Центр учета и отчетности в организациях государственного сектора», куда передали все вопросы бухучета из четырех десятков госучреждений республики. А вот чтобы обслуживать муниципальные учреждения, в каждом из сельских районов появилось отдельное МКУ «Централизованная бухгалтерия».
Самый главный вопрос: сколько людей ради этой «оптимизации» пришлось уволить? Например, на Ставрополье, как рассказала на недавнем брифинге вице-премьер (министр финансов) Лариса Калинченко, сократили более трехсот работников. И это, естественно, не потолок, поскольку бухучет пока удалось «оптимизировать» только в трети бюджетных учреждений.
Министр финансов Ставропольского края Лариса Калинченко. Фото: pobeda26.ru
По словам Калинченко, на Ставрополье за последние два года создано 20 межведомственных централизованных бухгалтерий, но до конца 2017-го они появятся во всех муниципалитетах.
К новой системе «подключились» уже почти 900 муниципальных учреждений. В централизованных бухгалтериях подсчитывают зарплаты, финансовые и нефинансовые активы, себестоимость услуг, расчеты с поставщиками, долги, кредиты, госгарантии.
Экономический эффект от реформы, говорит Калинченко, составил 20 млн рублей. Казалось бы, он должен быть больше с учетом экономии на зарплатах уволенных бухгалтеров – но ведь им пришлось выплачивать выходное пособие. Сэкономить же удалось на закупке компьютерных программ и оплате труда консультантов. Сейчас формируется единое электронное хранилище документов (причем там будут и отсканированные бумаги), а это процесс небыстрый и затратный.Экономический эффект от реформы, говорит Калинченко, составил 20 млн рублей
Новое ведомство имеет и контрольные функции. Кроме того, как рассказала Калинченко, теперь резко повысилась прозрачность бухучета и качество отчетности.
В идеале же Минфин России хочет, чтобы такие централизованные бухгалтерии появились в каждом регионе страны. А из них информация о финансах региональных министрств и бюджетных учреждений будет, в свою очередь, стекаться в Государственную информационную систему «Учет и отчетность». Звучит, конечно, заманчиво: в Москве кнопку нажали – и видят каждую копеечку, потраченную до самых до окраин. 0 Распечатать