
Губернатор Ставрополья Владимир Владимиров поручил Минсельхозу края контролировать перезаключение договоров аренды на паевую землю. Однако участие представителей ведомства в собраниях пайщиков села Сергиевского не помогло избежать конфронтации на полях между сторонниками старого и нового арендаторов. Первого поддерживают преимущественно работники хозяйства и представители дагестанского населения. На стороне второго - большая часть русских пайщиков и казаков.
Поле «битвы»
В распоряжении корреспондента КАВПОЛИТа оказались видеозаписи противостояния на полях близ села Сергиевское Грачевского района Ставрополья.
Обрабатывать пустующие угодья вышли трактора ООО «Моя мечта», возглавляемого московской предпринимательницей Ириной Мининой. Их заблокировал автомобиль частного охранного предприятия «Вепрь», нанятого прежним арендатором земли, ООО «Сергиевское», которое принадлежит известному ставропольскому бизнесмену Аслану Каракотову.
На поле быстро подтянулись группы поддержки с той и другой стороны.
Пайщики, передавшие свои паи новому хозяйству, готовы были врукопашную защищать свою собственность
Юрист ООО «Моя мечта» показал противникам зарегистрированный в Росреестре договор об аренде земли, которую восемь лет до этого обрабатывало ООО «Сергиевское». В ответ представитель старого арендатора заявил, что располагает таким же договором аренды.
Пайщики, передавшие свои паи новому хозяйству, готовы были врукопашную защищать свою собственность. В ответ работники «Сергиевского» называли их «проплаченными» и напоминали, в каком заросшем состоянии они десять лет назад взяли этот участок.
На место происшествия был вызван наряд полиции и сводная группа ГУВД по Ставропольскому краю. Правоохранители взяли копии документов у обеих сторон, и только после этого сельскохозяйственная техника продолжила пахать.
ЧОПовцы больше не мешали, хотя и не покидали поле.
Одобрено губернатором?
Собрания пайщиков бывшего колхоза имени Ленина, организованные двумя предприятия, проходили в одном и том же клубе 22 февраля.Депутат краевой думы и ректор СГАУ Владимир Трухачев подверг резкой критике систему хозяйствования Аслана Каракотова
В этот день на Ставрополье заработала краевая комиссия по досудебному урегулированию земельных споров, на которой депутат краевой думы и ректор СГАУ Владимир Трухачев подверг резкой критике систему хозяйствования Аслана Каракотова. Представители Минсельхоза прямо с заседания отправились в Сергиевское.
Потерянный гектар
По следам событий на телеканале «Свое ТВ», который возглавляет прибывшая с Ямала вслед за губернатором Владимира Гармидер, после праздничных выходных вышел сюжет о том, что большинство пайщиков (510 человек) проголосовали в пользу прежнего арендатора, Аслана Каракотова.
В кадре сам Аслан Амырович заявил: «Беспрецедентные меры давления были на наших пайщиков. Фактически попытка рейдерского захвата была организована очень серьезно, массированно и с весомой поддержкой. Но я думаю, что в принципе тот, кто идет не на правое дело, он всегда проигрывает».Часть селян попала на собрание ООО «Сергиевского» только потому, что Аслан Каракотов затягивал встречу на три часа
9 марта губернатор Ставропольского края сообщил о «нашем большом деянии» в селе Сергиевском. «Встреча не позволила земле уйти, как мечтали, к недобросовестному пользователю», – отметил он, не вдаваясь в подробности.
Сельские вести с обещанием прежнего инвестора никому не отдать, не продать предприятие
Кого имел в виду Владимир Владимиров, осталось непонятным. Ведь вопреки информации его телеканала, по итогам собрания 22 февраля был подписан и 2 марта зарегистрирован договор аренды между пайщиками участка под кадастровым номером 26:07:000000:255 с ООО «Моя Мечта», а вовсе не с ООО «Сергиевское».
Минсельхоз и ТВ-вранье
Казаки и женщины, с которыми встретилась корреспондент КАВПОЛИТа, возмущены телевизионным сюжетом до глубины души. По их словам, за спиной Аслана Каракотова в кадре видны старушки, которые шли голосовать за Ирину Минину.
Часть селян попала на собрание ООО «Сергиевское» в зале Дома культуры только потому, что Аслан Каракотов, как подчеркивают люди, затягивал встречу на три часа, не уступая место конкурентам, и пенсионеры, устав стоять на улице, зашли и сели в качестве зрителей.
В подтверждение поддержки Аслана Амыровича телевизионщики показали полный аншлаг. Но это были пайщики с собрания «Моей Мечты», которые большинством голосов передали весь участок в аренду этому холдингу.За Каракотова проголосовали 290 из 815 дольщиков. Из них больше 100 человек не проживают на территории сельсовета
«У Каракотова человек 20 были на собрании живьем. За остальных администрация ООО «Сергиевского» голосовала по доверенностям. Причем часть из них была выдана задним числом, 25 февраля, – рассказали собеседники КАВПОЛИТа, в числе которых были два депутата местного сельского совета (Татьяна Шипунова и Николай Алефиренко, атаман станицы Сергиевская Грачевского отдела Ставропольского казачьего войска Союза казаков России). – Всего за Каракотова проголосовали 290 человек из 815 дольщиков нашего земельного участка. Из них больше 100 человек не проживают на территории Сергиевского сельсовета. Там есть даже мертвые души».
Собрание пайщиков ООО «Моя мечта» снимала также ГТРК «Ставрополье».
Журналист Светлана Набиева смогла выдать в эфир лишь несколько секунд, сообщив, что конфликта удалось избежать только благодаря присутствию представителей власти.Но роль этих самых представителей была весьма сомнительной. Сотрудники Минсельхоза были вместе с Асланом Каракотовым, когда он, как утверждают собеседники КАВПОЛИТа, не выпускал уполномоченную от администрации села девушку открывать второе собрание.
«Не продадим и не подарим»
Борьба инвесторов за голоса пайщиков шла нешуточная. Ирина Минина пообещала за переход в ее владение по 25 тысяч рублей. По 15 тысяч рублей она уже выдала всем, кто подписал предварительный договор.
Аслан Каракотов выпустил агитационную газету «Сельские вести», предложив людям по 20 тысяч рублей и юридическую поддержку в возвращении взятого у «Моей мечты» аванса.Когда пайщики разделили площадь хозяйства на количество паев, выяснилось, что каждый владеет уже не 9,88 га, а 8,9 га
Ирина Минина стала возить в Сергиевское хлеб и выдавать тем пайщикам, которых перестало снабжать за «измену» ООО «Сергиевское».
Старый арендатор заявил, что никому не отказывал в хлебе по действующим договорам аренды.
На пай ранее он выдавал по 2,5 тонны зерна. «Моя мечта» пообещала людям 3,5 тонны. ООО «Сергиевское» в ответ тоже решило повысить плату.
Но старому арендатору многие уже не верят.
В период образования ООО «Сергиевское» люди при межевании земли потеряли по одному гектару с пая. С развалом колхоза у всех в свидетельствах на землю значилось 9,88 гектара. В 2007 году выдали новые свидетельства, указав вместо гектаров долю – 1/1328.
Крик души о скоте на кладбище
Губернатор попросил не считать участие представителей власти в собраниях пайщиков поддержкой той или иной стороны
В агитационной газете под обращением Аслана Каракотова опубликована статья безымянного автора, в которой заверяют: «Никуда, никому и никогда не уступим, не продадим и не подарим это хозяйство (ООО «Сергиевское» – авт.)».
«Как это он никому не подарит? Мы кто – крепостные? Это мой пай, и я могу им распоряжаться», – возмущаются пайщицы.
«Как это он не уступит? Ну, будем браться за оружие, чтобы защищать свою землю, свои паи, свои семьи», – кипятятся казаки.
«Это ложь, что у него 103 человека работает, – критикуют агитационную статью пайщики. – Максимум 20 человек. И зарплата не 23 тысячи рублей, а 10».
Народ начинает воевать. Сосед с соседом уже не здороваются. Это самое страшное
Впрочем, звучат обещания прежнего арендатора весьма заманчиво: будет построена новая молочно-товарная ферма, запущен новый рейсовый автобус между селами сельсовета, заработает пекарня с обновленным оборудованием, а персонал не станут сокращать, за исключением тех, кто передал паи «Моей мечте». Кстати, таких работников, в том числе казаков, по словам атамана, уже уволили.
Беспристрастный глава?
Начиная с осени прошло года, когда стало ясно, что ООО «Сергиевское» не собирается возвращать землю, пайщики стали писать во все инстанции, в том числе губернатору края и атаману Ставропольского казачьего войска Дмитрию Стригунову.
Они жаловались, что власти села и района, а также правоохранительные органы явно поддерживают прежнего арендатора.
Атаман войска не ответил ничего. А губернатор попросил не считать участие представителей власти в собраниях пайщиков поддержкой той или иной стороны.
Именно такую позицию нейтралитета в комментарии корреспонденту КАВПОЛИТа продемонстрировал глава Сергиевского Виктор Мельник.Договор закончился у арендаторов в феврале. Чтобы земля не пустовала, они осенью выполнили работы по посеву
«У них свои разборки, мы в их бизнес не вмешиваемся, – четко заявил он. – Власти на сегодня дай Бог бы народ удержать от драки. Народ начинает воевать. Сосед с соседом уже не здороваются. Это самое страшное. Хотя есть и один плюс: если бы был один арендатор, он бы размер арендной платы не увеличил. Коли они двое, они друг перед другом плату подняли, и неплохо».
Обращения к Стригунову и Владимирову
На вопрос, что предпринимают власти, дабы избежать вооруженного столкновения, он ответил: правоохранительные органы контролируют ситуацию.
В то же время Виктор Андреевич заявил, что «деревню раскачивают и народ стравливают», пока инвесторы оспаривают собрания друг друга в судах.ВС РФ постановил: если арендатор начал обработку земли, зная об окончании срока договора, он действует на свой страх и риск
На замечание корреспондента о том, что земля не терпит отсутствия хозяйской руки, и весной нужно проводить полевые работы, Виктор Мельник ответил так, что стало понятно, на чьей он все-таки стороне:
«В законе об обороте земель сельхозназначения русским языком написано: если срок действия договора заканчивается в середине сельскохозяйственного года, то арендатор, который понес затраты по обработке почвы и посеву культур, имеет полное право независимо от решения собрания пайщиков убрать посеянный урожай. Договор закончился у арендаторов в феврале. Чтобы земля не пустовала, они осенью выполнили работы по посеву».
На свой страх и риск
Иначе прочитывает закон ООО «Моя мечта». По мнению юридической службы предприятия, ООО «Сергиевское» прекрасно знало, когда заканчивается срок договора аренды. В октябре оно было уведомлено о решении собрания пайщиков.
«Они почему-то полагают, что в период проведения сельхозработ договор аренды не может быть прекращен по любым основаниям, даже по истечении срока действия. Они так считают ошибочно, – заявил КАВПОЛИТу юрист «Моей Мечты». – Земельный кодекс оставляет только одно основание – если договор расторгается в виду нерационального использования участка арендатором. В нашем случае договор вообще не расторгается. У него просто окончился срок действия.Не земля на нас работала, а мы на землю. Десять лет платили сами налоги. Нам Каракотов не возвращал ничего
Более того, Верховный суд РФ 30 декабря 2016 года постановил, что если арендатор начал обработку земельного участка, зная об окончании срока договора, он действует на свой страх и риск и потом не имеет права взыскивать с кого-либо за то, что его посевы пришли в негодность в связи с последующей передачей участка обратно арендодателю».
Народ – не быдло
Как будут дальше разворачиваться события в Сергиевском, загадывать никто наперед не хочет. По мнению пайщиков, о людях никто не думает, поскольку «куплено все».Казаки собирают подписи с требованием наказать виновных в выпасе коров на кладбище, в прогоне скота по улицам
«Нас считают быдлом и воротят, что хотят, – пожаловались они. – Спасибо Ирине Мининой, которая чуть разворошила «осиное гнездо». Мы хоть узнали цену своей земли. А то у нас получалось, не земля на нас работала, а мы на землю. Десять лет платили сами налоги. Нам Каракотов не возвращал ничего. 2,5 тонны он платил на пай и из них еще удерживал за 200 булок хлеба. Выходило всего по 1,5 тонны».
Помимо конфликта из-за паев, в селе обостряются бытовые, как любят говорить чиновники, противоречия между скотоводами-дагестанцами и русскими жителями.
Казаки собирают подписи с требованием наказать виновных в выпасе коров на кладбище, в прогоне скота по улицам, в устройстве водопоя для животных на источниках, где люди черпают ключевую воду. Их обращения в правоохранительные органы остаются без ответа.Как бы ни были запуганы люди, когда речь идет о выживании, у них не остается другого выхода, кроме борьбы за свои права
Долго так продолжаться не может. Рано или поздно недовольство глухотой власти прорвется. Как бы ни были запуганы люди, когда речь идет о выживании, у них не остается другого выхода, кроме борьбы за свои права.
Казачьи организации атаманов Сергея Попова, Михаила Инкавцова, Игоря Срибного, Бориса Пронина, Владимира Квашнина в случае обострения ситуации пообещали оказать помощь сергиевским братам. 0 Распечатать