09 февраля 2014 5716 29

Команда, далёкая от мечты

Кадровый вопрос по-прежнему главный для Рамазана Абдулатипова
Фото: dagmol.ru
Фото: dagmol.ru

usahlkaro Рамазан Магомедов Автор статьи

Через год после назначения главой Дагестана Рамазана Абдулатипова правительство республики уже почти наполовину состоит из людей, ранее не работавших в исполнительной власти региона. Недавняя отставка двух ключевых министров продемонстрировала, что предыдущие заслуги могут легко уйти на второй план перед задачей дальнейшего обновления кабинета. Но проблема формирования собственной команды, как и предрекали аналитики год назад, все так же остается для нового президента Дагестана главной. 

Новые лица

С арестом вице-премьера Магомедгусена Насрутдинова и уходом из правительства Дагестана министра по управлению госуимуществом Марата Ильясова и главы республиканского минпромэнерго Ризвана Газимагомедова в рамках кабинета установилось примерное равновесие между «старожилами» и людьми, которых привёл в правительство Рамазан Абдулатипов.

Среди новых фигур во власти Дагестана особняком стоит «московская» группа, которая насчитывает уже шесть членов правительства республики. Первыми «москвичами» в дагестанском правительстве стали вице-премьер Рамазан Джафаров, постоянный представитель республики в ранге вице-премьера Александр Ермошкин, министр транспорта Ширухан Гаджимурадов и министр здравоохранения Танка Ибрагимов. Вскоре в их компанию добавился вице-премьер Артур Сибеков, ранее бывший вице-президентом Московской ассоциации предпринимателей, а теперь и новый министр по управлению госимуществом Зейдула Юзбеков, приглашённый из Московского университета.

Еще несколько новых членов правительства были приглашены Рамазаном Абдулатиповым из Народного Собрания Дагестана. Это министр сельского хозяйства и продовольствия Баттал Батталов и председатель комитета по ветеринарии Вахмурад Курчаев. К этой же группе можно отнести вице-премьера Абусупьяна Хархарова, который был депутатом парламента республики четырёх созывов, хотя больше известен как бизнесмен.

Старая гвардия

Из старого состава правительства, доставшегося Рамазану Абдулатипову от его предшественника Магомедсалама Магомедова, свои посты сохранили двое – министр юстиции Азади Рагимов, министр спорта Магомед Магомедов. Еще один член прежнего кабинета – Сефер Алиев – переместился в горизонтальном направлении (ранее был министром земельных и имущественных отношений, а стал министром связи и телекоммуникаций).

Еще несколько членов правительства получили повышение в рамках структуры кабинета министров. Здесь в первую очередь следует назвать премьер-министра Абдусамада Гамидова (ранее министр финансов), первого вице-премьера Анатолия Карибова, который до нынешнего назначения возглавлял республиканский комитет по туризму, и вице-премьера Шарипа Шарипова (ранее заместитель министра сельского хозяйства).

Глава минфина республики Антонина Идрисова также прошла через повышение в должности: ранее она была заместителем главы этого ведомства. В минфине прежде работал в должности начальника управления и министр строительства, архитектуры и ЖКХ Муса Мусаев.

Еще одним источником пополнения правительства стал аппарат президента республики. Оттуда с приходом Рамазана Абдулатипова в правительство были рекрутированы министр природных ресурсов и экологии Гасан Идрисов, министр по нацполитике Алексей Гасанов, министр торговли, инвестиций и предпринимательства Юсуп Умавов.

Цена «нерасторопности»

Но все же пока Рамазан Абдулатипов явно не доволен составом правительства, что совсем недавно в очередной раз продемонстрировала отставка сразу трех членов кабинета, относившихся к «старой гвардии». Судя по публичной реакции главы Дагестана, отсутствие в правительстве Магомедгусена Насрутдинова, Ризвана Газимагомедова и Марата Ильясова не вызывает у него особых сожалений. Хотя именно эти чиновники считались наиболее профессиональными членами кабинета.   

На днях бывший министр по управлению госимуществом Дагестана Марат Ильясов в режиме «без купюр» прокомментировал свою отставку для еженедельника «Черновик». Отставные чиновники вообще редко допускают какие-либо публичные комментарии по поводу причин ухода с должности – тем более ценным выглядит интервью Марата Ильясова, проливающее свет на ряд процессов в руководстве Дагестана.

По словам Ильясова, решение об отставке он принял по собственной воле после того, как глава Дагестана Рамазан Абдулатипов в своем недавнем послании Народному Собранию республики заявил о «нерасторопности» Минпромэнерго и Мингосимущества в процессе передачи газовых сетей республики «Газпрому», в результате чего региональный бюджет недосчитался 1,5 млрд рублей. Кроме того, в послании Абдулатипов сообщил, что недопустимо затягивается процесс разграничения государственной собственности на землю.

Уже после отставки Ильясова критика в адрес его ведомства со стороны главы Дагестана продолжилась. Сообщив о решении пригласить на должность министра по управлению госуимуществом профессора МГУ Зейдулу Юзбекова, Рамазан Абдулатипов заявил, что в минимуществе он не может «найти концы с землями, с которыми нужно разобраться», и что в этом ведомстве «нужен аналитик хороший».

При этом, правда, президент Дагестана умолчал, что минимущество за прошлый год смогло быстро подготовить план оптимизации многочисленных государственных унитарных предприятий (ГУПов), которые в большинстве своем не демонстрируют экономической эффективности. В частности, только в ведении министерства сельского хозяйства Дагестана, как сообщил в июне прошлого года глава этого ведомства Башир Байтемиров, находится 23 ГУПа, за которыми закреплено 90 тысяч гектаров земли, при этом функционировали только 8 из них, а остальные либо не работали, либо находились на грани банкротства.

«Перспектива нерадостная. Выход из создавшейся ситуации вижу только в акционировании», – охарактеризовал ситуацию с ГУПами Марат Ильясов на совещании в конце прошлого декабря. На этот год был намечен комплекс мер по их реорганизации. В частности, Ильясов предлагал одну часть земель ГУПов отдать под расширение населённых пунктов, а другую часть передать личным подсобным хозяйствам. В отношении дальнейшей судьбы ГУПов он был настроен решительно.

«Если мы сейчас не примем срочные меры по их акционированию и передаче более эффективному собственнику, то государство в той или иной форме потеряет это имущество», – заявил он в интервью «Черновику».

Кроме того, как сообщил экс-министр, в прошлом году в его ведомстве было внедрено несколько программных продуктов, которые позволили оптимизировать процесс управления госимуществом, в частности, электронный архив, которого раньше не было. 

«Мы уже шли к тому, чтобы в течение одной минуты республика могла иметь информацию по всем земельным ресурсам, по всему земельному потенциалу республики, что, соответственно, позволило бы принимать взвешенные управленческие решения», – считает Марат Ильясов.

Прокомментировал экс-министр и «нерасторопность» в процессе передачи газовых сетей «Газпрому». По его словам, впервые эта тема возникла в начале июня прошлого года: продажа газопроводов рассматривалась как источник пополнения бюджета. Включить их в прогнозный план приватизации решением Народного собрания получилось только в конце сентября, и в лучшем случае, при соблюдении всех процедур, подойти к продаже газопроводов можно было только к августу-сентябрю этого года – задачу завершить этот процесс в первом квартале Марат Ильясов изначально оценил как невыполнимую. «Газовые сети – это не мешок картошки, за один день их продать невозможно», – резюмировал бывший министр.

Преемник Марата Ильясова Зейдула Юзбеков имеет высокую репутацию в сфере управления госимуществом. Еще в девяностых годах прошлого века он возглавлял Госкомимущество Дагестана, разрабатывал республиканскую концепцию управления имуществом, затем, уже перебравшись в Москву, руководил агентствами по управлению имуществом РАН и МГУ.

Однако риск получить упрек в очередной «нерасторопности» у минимущества весьма высок, поскольку вопросы, связанные с госсобственностью, Рамазан Абдулатипов явно будет держать на личном контроле. В частности, это может касаться таких застарелых сюжетов, как приватизация махачкалинского аэропорта «Уйташ» и Махачкалинского морского торгового порта.

В недавнем послании Народному Собранию республики президент Дагестана в очередной раз сообщил, что в развитии этих предприятий примет участие компания Сулеймана Керимова «Нафта Москва», которая претендует на порт и аэропорт последние четыре года, но за всё это время процесс их приватизации фактически не сдвинулся с мертвой точки. Аэропорт находится под управлением обанкротившегося в сентябре прошлого года ОАО «Авиалинии Дагестана» (100% федеральная собственность), а в морском порту дело даже не дошло до акционирования – он по-прежнему сохраняет статус федерального ГУПа. Решить эти вопросы быстро едва ли получится.

«Один раз было дано поручение махачкалинский аэропорт продать за два дня. Но это невозможно», – иронично напомнил Марат Ильясов в недавнем интервью.

Кто займётся новой индустриализацией?

Имя нового министра промышленности и энергетики Дагестана до сих пор не названо, но отставка с этой должности Ризвана Газимагомедова выглядит как минимум нелогично, особенно если вспомнить, что именно Дагестан в прошлом году показал наибольшую динамику промпроизводства в России. Индекс промышленного производства в Дагестане по итогам 2013 года, по данным Минрегиона РФ, составил 143,9% – большинству субъектов федерации о таких показателях сейчас можно только мечтать.

В значительной мере этот рост промышленности был связан с тем, что завод «Дагдизель» в городе Каспийске был включен в число предприятий, участвующих в программе перевооружения российской армии, и получил крупный гособоронзаказ. Хотя еще совсем недавно «Дагдизель» был у государства на плохом счету после того, как предприятие сорвало выполнение предыдущего госконтракта на поставку универсальных самонаводящихся электрических торпед УСЭТ-80 для подлодок класса «Ясень», заключённого в апреле 2011 года. По этому контракту Минобороны внесло аванс 2,7 млрд рублей, но вместо новых торпед «Дагдизель» попытался выпустить продукцию из бывших в употреблении комплектующих, а неосвоенные средства использовались в качестве коммерческого кредита.

По этому факту было возбуждено уголовное дело о покушении на крупное мошенничество, но после назначения Рамазана Абдулатипова главой Дагестана «Дагдизелю» удалось получить новый контракт на 120 торпед УСЭТ-80. В этом, безусловно, есть и заслуга Ризвана Газимагомедова, который еще в 2009 году, в бытность вице-премьером Дагестана, был избран членом совета директоров «Дагдизеля» и уделял этому предприятию в своей работе особое внимание.

Он не раз подчеркивал, что проблемы промышленности Дагестана связаны с технической отсталостью предприятий, и в прошлом году на «Дагдизеле» этот вопрос начал решаться. В конце прошлого года исполнительный директор завода Султанахмед Асалиев сообщил, что «Дагдизель» попал в госпрограмму по техническому перевооружению и до 2016 года должен получить на эти цели 1,8 млрд рублей.

Кроме того, в прошлом году Ризван Газимагомедов курировал завершение работ по строительству Каспийского завода листового стекла, который был введен в эксплуатацию, хотя и с небольшим опозданием, в декабре. В рамках приоритетного проекта президента Дагестана была проведена инвентаризация всего промышленного комплекса республики.

Одним словом, минпромэнерго Дагестана покинул опытный руководитель, который был явно на своём месте. В одном ряду особо ценных отставников с Ризваном Газимагомедовым, безусловно, находится и фигура Мухтара Меджидова, который возглавлял кабинет министров в первые месяцы после прихода Рамазана Абдулатипова, но покинул свой пост после того, как глава республики обвинил правительство в неэффективности.

Поскольку большинство министров тогда сохранили свои посты, этот выпад был явно адресован в первую очередь самому Меджидову, который также имел репутацию уважаемого руководителя, до работы в правительстве Дагестана сделавшего карьеру в бизнесе как основатель финансово-промышленной группы «Кредо». И если бы в Дагестане стояла очередь из управленцев такого уровня, то уход из правительства  Ильясова, Газимагомедова и Меджидова воспринимался бы как обыденный факт. Но такой очереди не наблюдается, а «скамейка запасных» у Рамазана Абдулатипова явно невелика. 
10 Распечатать

Наверх
добавка E942