12 июня 2017 8394 0

Коррупция сжирает Ставрополье

Громкие дела рассыпаются в суде или заканчиваются смехотворными приговорами
Фото: aif.ru
Фото: aif.ru

usahlkaro Антон Чаблин политолог, журналист

На Ставрополье осуждены три чиновника-вымогателя, требовавших 41 миллион рублей от подмосковного застройщика, который третий год ведет судебную тяжбу с Минздравом края. Приговоры коррупционерам – абсурдно мягкие. Впрочем, как и во многих других подобных случаях. 

Список под грифом «секретно»

Промышленный райсуд Ставрополя 7 июня вынес приговор обвиняемому в коррупции экс-главе администрации Изобильненского муниципального района Петру Яковлеву.

Их с бывшим главврачом Изобильненской ЦРБ Георгием Какулия задержали оперативники ФСБ при попытке получения взятки от представителя ООО «433-е военно-строительное управление» из подмосковного Чехова. Эта организация некогда входила в структуру Минобороны, но затем была приватизирована.

Суть дела такова.

В декабре 2012 года ООО заключило договор с краевым медицинским центром мобрезервов на проведение проектно-изыскательских работ, составление и экспертизу сметной документации по капитальному ремонту восьми зданий (их список находится под грифом «секретно»).

Смету прописали в дополнительном соглашении, оценив услуги подрядчика в 9% от бюджета капремонта (более 191 млн рублей). Все работы были завершены в апреле 2013 года.

«433 военно-строительное управление» дважды получало предложения в обмен на взятку обеспечить выгодное ему решение суда

И вдруг ставропольский Минздрав, в ведомстве которого находится центр мобрезервов, через суд потребовал расторгнуть уже выполненный договор из-за двух нарушений: центр мобрезервов подписал его без согласия своего учредителя (то есть министерства) и публичных торгов, на которых можно было найти подрядчика подешевле.

В свою очередь «433 военно-строительное управление» подало в Арбитражный суд Ставрополья ответный иск к Минздраву, потребовав оплатить не только выполненные работы, но и 40 млн рублей неустойки.

Один контракт – три коррупционера

Именно такую сумму – 40 миллионов – Яковлев и Какулия вымогали от представителей «433 военно-строительного управления».

Какулия ранее занимал пост замглавы краевого Минздрава, а Яковлев после ухода из администрации Изобильненского района стал гендиректором «Ставропольпроектстроя». Они заверяли, что их связи позволят военно-строительному управлению добиться положительного решения суда по иску о компенсации.

Но бизнесмены обратились в ФСБ, и в момент передачи первой части взятки – 5 миллионов рублей – вымогателей взяли с поличным.

Следствие и суд расценили действия Яковлева и Какулии как мошенничество. Наказали их одинаково — три года условно, 300 тысяч рублей штрафа с каждого.

В недавнем послании губернатора Ставрополья краевому парламенту не было ни слова о борьбе с коррупцией

Что любопытно, это не единственный приговор за вымогательство денег у менеджмента «433 военно-строительного управления» взамен на содействие в положительном исходе их тяжбы с Минздравом. Летом 2015 года такого рода «сделку» — только на 1,2 млн рублей — представителям ООО навязывал главный администратор арбитражного суда Ставрополья и руководитель его аппарата Геннадий Костенко.

Он был задержан в ходе спецоперации, которую проводила служба экономической безопасности краевого управления ФСБ, и около года назад предстал перед Октябрьским районным судом Ставрополя.

Суд приговорил Костенко к лишению свободы на два года и чина госсоветника России I класса. Обжаловать столь абсурдно мягкий приговор защита не стала. Скорее всего, так же поступят и адвокаты Какулии с Яковлевым. 

Эффект – как от козла молока

Три недели назад губернатор Ставрополья Владимир Владимиров выступил с посланием к краевому парламенту. Все эксперты обратили внимание, что о борьбе с коррупцией не прозвучало ни полслова. Оно и понятно: похвастаться тут нечем.

В предыдущих посланиях глава края, наоборот, охотно и подробно рассказывал о достижениях в этой сфере. Например, осенью 2015 года по его поручению была создана Координационная комиссия по противодействию коррупции, а в аппарате правительства появился отдел по профилактике коррупционных правонарушений под руководством бывшего юриста кадрового управления Юлианы Радченко.

Только вот проку от этих органов вышло, по меткому народному выражению, как от козла молока.

При этом в ближайшем окружении самого Владимирова множатся коррупционные скандалы.

Фигурантом одного из них стал зампред краевого правительства Андрей Мурга, сознательно упустивший кое-что в своей декларации о доходах и имуществе. Прокуратура Ставрополья требовала его уволить — но в итоге удовольствовалась строгим выговором.

Замглавы Минимущества Ставрополья был уволен по требованию прокуратуры – и тут же принят на равноценную должность в Минприроды

Теперь она переключилась на аналогичный скандал вокруг Андрея Уткина – губернаторского полпреда (впрочем, уже давно с приставкой «экс»). Казалось бы, чиновник уволен – чего еще хочет прокуратура? А вот чего: заменить уход «по собственному желанию» в документах на «утрату доверия». Ради этого затеян суд.

Неполная декларация о доходах стала для прокуратуры поводом требовать немедленной отставки еще одного высокопоставленного ставропольского чиновника – мэра Минвод Сергея Перцева. Он, в отличие от Уткина, крепко держится за кресло.


Сергей Перцев. Фото: «Кавказ сегодня»

Дело дошло до суда, на котором губернатора Владимирова обвинили в бездействии. Уволить Перцева он не вправе, но обязан вынести этот вопрос на рассмотрение Минераловодского горсовета (к такому выводу в итоге пришла фемида). Суды идут, а мэр все тот же.

Судьбу еще одного губернаторского приближенного – бывшего директора ГУП «Крайводканал» Владимира Вдовина – решает сейчас Ленинский райсуд Ставрополя. Дело заведено по двум статьям УК – халатность и присвоение средств (17 млн казенных рублей, которыми глава предприятия заплатил за семейный особняк).

Не слишком ли много историй снисходжения к коррупционерам стало при губернаторе Владимирове?

Когда «фамильный замок» привлек внимание СМИ, Вдовин попытался выдать его за покупку на нужды «Крайводоканала». В свое оправдание он напоминал, что сделка была согласована с замминистра имущественных отношений Ставрополья Владимиром Бордияном.

Последним тут же заинтересовалась прокуратура – и предсказуемо потребовала уволить. Власти выполнили это требование, но лишь формально: не успев покинуть пост, Бордиян пересел на равноценную должность в краевом министерстве природных ресурсов.

Схожий скандал разразился в ставропольском ГКУ «Многофункциональный центр», директор которого Денис Никоненко на основании фиктивных документов щедро премировал себя «за выполнение особо важных и ответственных работ». Прокуратура потребовала изгнать чиновника с позором, но ему позволили уйти «по собственному желанию» (предварительно вернув премию в кассу ГКУ).

Не слишком ли много подобных историй стало при Владимирове?

Вопиющий пример – глава администрации Шпаковского района Александр Мизин, который продал муниципальные земели со «скидкой» 118 млн 648 тыс. рублей. Его уволили, судили за превышение должностных полномочий, обязали возместить колоссальный ущерб бюджету и дали год условно – но тут же амнистировали по случаю 20-летия Конституции РФ.

Александр Мизин. Фото: «Ставропольская правда»

На этом история не закончилась: амнистия Мизина не устроила (пункт о возмещении почти 120-миллионного ущерба остался в силе). Он подал апелляцию, и минувшей осенью суд, заново изучив материалы дела, не увидел там состава преступления. Мизин был не просто оправдан – он получил право требовать компенсации ущерба, понесенного в связи с уголовным преследованием.

За посредничество в передаче взятки экс-глава администрации Предгорного района отделался условным сроком и штрафом

Его бывший коллега из Предгорного района Ставропольского края Николай Гюльбяков был пойман на посредничестве при передаче взятки: он свел руководителя и следователя Предгорненского СО СКР с бывшим начальником районных электросетей, который был фигурантом уголовного дела и предлагал заплатить за его переквалификацию на менее тяжкую статью.

В суде Гюльбяков признал свою вину и попросил о снисходжении, сославшись на проблемы со здоровьем. В результате его приговорили к пяти годам лишения свободы с двухлетним испытательным сроком  – но условно. Реальным наказанием стал только штраф в размере 1,5 млн рублей.

Этот список можно продолжать долго... Власти «увольняют» оскандалившихся коррупционеров с одного поста на другой или, на худой конец, «по собственному желанию». А в тех редких случаях, когда дело доходит до суда, приговоры поражают мягкостью. 0 Распечатать

Наверх
добавка E942