07 июля 2017 9554 8

Министерство чемоданных настроений

Почему в Дагестане перед каждым увольнением министра сельского хозяйства показатели АПК резко становятся «отстающими»?
Отставной министр сельского хозяйства Дагестана Мусаэфенди Велимурадов. Фото: suleiman-stalskiy.ru
Отставной министр сельского хозяйства Дагестана Мусаэфенди Велимурадов. Фото: suleiman-stalskiy.ru

usahlkaro Людмила Магомедова Автор статьи usahlkaro Рамазан Магомедов Автор статьи

В правительстве Дагестана состоялась неожиданная отставка: 5 июля Мусаэфенди Велимурадов покинул пост министра сельского хозяйства и продовольствия, который занимал всего полтора года. Его кресло уже на следующий день было занято Керимханом Абасовым (примечательно, что они оба с Велимурадовым – бывшие муниципальные чиновники, возглавляли соседние районы на юге республики).
Так ли сильно повлияла на карьеру Велимурадова его якобы провальная политика в сельском хозяйстве Дагестана – или мотив увольнения заключался в другом, разбирался КАВПОЛИТ.

Об уволенном – или плохо, или ничего

Первым серьезным этапом в карьере Мусаэфенди Велимурадова – еще в 1997 году – было избрание на должность главы администрации Магарамкентского района. На этом посту он проработал без малого 17 лет (будучи с 1998 по 2003 годы одновременно депутатом Народного собрания Дагестана), но с приходом Рамазана Абдулатипова получил, наконец, повышение.

В 2014 году Велимурадов был назначен полномочным представителем главы Дагестана в Южном территориальном округе республики. Должность вполне декоративная, но примечателен сам характер назначения. Достаточно вспомнить, что ряд муниципальных глав, включая Юждаг, в тот момент оказались в опале у Абдулатипова и были вынуждены сложить полномочия, в некоторых случаях даже с заведением уголовных дел.

По словам источников КАВПОЛИТа, Велимурадов просто числился министром, а фактически делами Минсельхоза занимались другие люди

Затея с собственными полпредами Абдулатипову быстро наскучила, и Велимурадову подобрали новый пост – министра сельского хозяйства республики. Предыдущий глава этого ведомства Баттал Батталов, считавшийся креатурой спикера Народного собрания Хизри Шихсаидова, ушел в отставку в декабре 2015 года – вскоре после того, как вице-премьер правительства Дагестана Шарип Шарипов сложил полномочия.

Хотя Батталов и Шарипов имели репутацию профессиональных управленцев в сельском хозяйстве, никаких особенных результатов они не показали, помимо разве что регулярных заявлений о росте сельхозпроизводства. Ряд ключевых проблем в дагестанском АПК – прежде всего реализация значимых для отрасли инвестпроектов – при них так и не был решен.

Но если Батталов и Шарипов в целом демонстрировали хорошее понимание ситуации во вверенной им сфере и хотя бы старались ускорить развитие дагестанского сельского хозяйства, застрявшего в прошлом, а то и в позапрошлом веке, то Мусаэфенди Велимурадов за полтора года не запомнился вообще ничем.

Велимурадов, похоже, выступил промежуточной фигурой в кабинетных пертурбациях дагестанского правительства

Хотя Велимурадов и был назначен по желанию самого главы Дагестана, но, как рассказывают источники КАВПОЛИТа, министром числился лишь формально, а фактически делами ведомства занимались и занимаются совсем другие люди.

То же самое можно сказать и о нынешнем вице-премьере по АПК Билале Омарове, бывшем руководителе ФГБУ «Запкаспрыбвод» – с той лишь разницей, что его деятельность все же имела больший общественный резонанс. В апреле этого года он стал фигурантом уголовного дела по подозрению в хищении средств, выделенных на приобретение техники для «Запкаспрыбвода» еще в 2013 году.


Билал Омаров на выездном совещании с Шариповым в филиале ФГБУ «Запкаспрыбвод». Фото: fgbu-zkrv.ru

Что же касается Велимурадова, то этот протеже Абдулатипова, похоже, выступил промежуточной фигурой в кабинетных пертурбациях дагестанского правительства. Как показывают последние месяцы работы чиновника, он это отлично понимал и делал все возможное, что могло бы вернуть ему былую лояльность главы республики.

Последним «якорем» стал нашумевший фильм Андрея Караулова о Рамазане Абдулатипове, снятый, по некоторым данным, чуть ли не по личной инициативе Велимурадова (и сам он довольно часто мелькал в кадрах этого псевдодокументального произведения).

Но сельское хозяйство республики от таких проявлений лояльности патрону не сдвинулось с мертвой точки, да и осетра в Каспии не прибавилось.

Между тем недовольство Рамазана Абдулатипова работой Велимурадова нарастало. Пиковой точкой стало недавнее профильное совещание, где глава Дагестана назвал сельское хозяйство отстающим направлением. Министр оказался виноват в проигранной битве с саранчой и даже в том, что посевы в некоторых земледельческих районах недавно побило градом.

В АПК Дагестана так и не появилось внятных новых инвестпроектов, а те, что есть, стартовали еще при Батталове и Шарипове

Хотя в действительности надо говорить о совсем других недоработках – прежде всего о том, что в АПК Дагестана так и не появилось внятных новых инвестпроектов, а те, которые есть, стартовали еще при Батталове и Шарипове. В частности, это теплицы компаний «Агромир» (385 млн рублей) и «Югагрохолдинг» (528 млн рублей), которые в прошлом году были отобраны для софинансирования в рамках госпрограммы развития СКФО. Кроме того, к ним добавился проект рыбоводческого комплекса на 493 млн рублей, инициированный Корпорацией развития Северного Кавказа.


Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов на открытии тепличного комплекса «Агромира». Фото: "РИА Дагестан" 

Список потерь дагестанского АПК куда более внушителен. При Велимурадове окончательно провалился «Дагагрокомплекс», в очередной раз был остановлен проект компании «Агрико Северный Кавказ», не удалось сдвинуть с места «АгроДагИталию» (вместо крупного птицекомплекса открыт всего лишь цех по переработке баранины).


Цех по переработке баранины – единственный выхлоп грандиозного проекта «АгроДагИталия». Фото: sdelanounas.ru

Не вышло прогресса и в сфере сельхозкооперации, о необходимости развития которой так долго говорил Рамазан Абдулатипов. «Большинство муниципальных районов и городов республики пытаются устраниться от данной сферы», – констатировал Велимурадов на пресс-конференции в конце прошлого года.

Выгодный Абасов

А ведь совсем недавно главные лица правительства обрисовывали совсем иную картину в республиканском сельхозсекторе. В частности, глава кабинета министров РД Абдусамад Гамидов говорил о хороших результатах в реализации приоритетного проекта «Эффективный АПК». Объем производства продукции сельского хозяйства, по его данным, в 2016 году составил 112,5 млрд рублей, увеличившись на 4,7%.


Глава правительства Дагестана Абдусамад Гамидов. Фото: dagpravda.ru

«В прошедшем году отмечены высокие валовые сборы зерновых (на 10,3% больше, чем в 2015 году), овощей (на 4,6% больше), картофеля (на 3,6% больше), плодов (на 2,6% больше). Валовый сбор винограда составил около 150 тысяч тонн (100,7% к объему 2015 года). Также хочу отметить, что на площади 1857 га были заложены молодые виноградники, что в полтора раза больше, чем за 2015 год. Осуществлена закладка 1614 га садов, из них 396 га – интенсивных», – приводил данные премьер республики.

Правда, теперь эти заслуги вряд ли припишут экс-министру сельского хозяйства, да и ценность их всегда можно поставить под сомнение: в Дагестане все прекрасно знают, как делаются приписки в АПК. В этом смысле в самой, пожалуй, важной отрасли экономики республики мало что изменилось с советских времен, когда выражение «бросить на сельское хозяйство» часто предполагало назначение с перспективой отставки в любой момент под предлогом неизбежных в этой сфере провалов и недоработок.

Для Велимурадова «утешительным призом» после отставки стал пост советника главы Дагестана

Сегодня, правда, к этому «кнуту» добавился и вполне ощутимый «пряник» – значительные объемы субсидий на развитие АПК, которые проходят через региональные Минсельхозы. Поэтому, несмотря на все риски попасть под критику начальства за не вовремя выпавший град или невесть откуда налетевшую саранчу, пост руководителя Минсельхоза является весьма хлебным местом, а уж в Дагестане с его перманентно растущими на бумаге показателями АПК – и подавно.

Собственно, в этом контексте, видимо, и надо рассматривать назначение Керимхана Абасова, которое с точки зрения здравого смысла вызывает немало вопросов. Ранее возглавляемый им Докузпаринский район с населением 15 тысяч человек – это глубокая периферия Дагестана, в том числе и в смысле сельского хозяйства.


Докузпаринский район Дагестана. Фото: dagmo.ru

Однако Абасов уже довольно давно ходил в кандидатах на повышение: пару лет назад ему прочили портфель министра труда и социального развития Дагестана, но тогда его опередил Хасбулла Гаджигишиев (который, кстати, продержался на посту чуть больше года, из-за чего сильно негодовал – и в качестве «утешительного приза» был переведен аудитором в Счетную палату). Для Велимурадова таким «призом» привычно стал пост советника главы Дагестана.


Экс-министр труда и соцразвития Дагестана Хасбулла Гаджигишиев. Фото: dagmintrud.ru

Назначение же Абасова главой Минсельхоза источники в правительственных кругах республики расценивают как признак того, что «все останется стабильно на прежнем уровне».

Приход Керимхана Абасова в правительственные круги выглядит еще одним шагом в реализации дипломатических замыслов Абдулатипова

Они также напомнили, что новый министр приходится дальним родственником магнату Сулейману Керимову. У последнего сложились неоднозначные отношения с Абдулатиповым, но в последнее время глава Дагестана делает все больше широких жестов в сторону олигарха – например, ему присудили орден «За заслуги перед Республикой Дагестан», а его супруге Фирузе Керимовой в день открытия мемориального дома-музея в селе Ашага Сулейман-Стальского района после восстановительных работ вручили почетный знак РД «За любовь к родной земле».


Фируза Керимова на празднике в честь открытия музея поэта Сулеймана Стальского. Фото: suleiman-stalskiy.ru

В этом смысле приход Керимхана Абасова в правительственные круги выглядит еще одним шагом в реализации дипломатических замыслов Абдулатипова. К тому же, по данным наших источников, со стороны Керимова были озвучены обещания инвестиций в развитие села Кара-Кюре его родного Докузпаринского района.

Но не исключено, что вслед за Абасовым своей очереди дожидается еще кто-то. Насколько сильной будет позиция нового министра, покажет продолжительность его пребывания в кресле.

0 Распечатать

Наверх