Сегодня, когда в республике происходит смена власти, как никогда важен диалог экспертов и учёных по адекватному анализу ситуации и определению путей развития. Сотрудниками ИСЭИ ДНЦ РАН ежегодно готовятся предложения, направленные на комплексное социально-экономическое развитие Республики Дагестан часть из которых представлена в данном докладе. Поэтому для преодоления негативных явлений в экономике РД разработана модель устойчивого экономического роста региона.
В начале года начались изменения в государственной политике регионального развития. Был принят Указ Президента России от 16 января 2017 года «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» и разрабатываются нормативные документы для его реализации. В рамках обсуждения Указ Президента России было проведено 5 круглых столов на тему:
v государственная политика регионального развития как основа национальной безопасности;
v экономическая безопасность региона: современные проблемы и механизмы обеспечения;
v организационно-экономические аспекты модернизации системы здравоохранения региона;
v проблемы обеспечения продовольственной безопасности: региональный аспект.
Но для того, чтобы что-то менять нужно разобраться: где мы находимся? Что происходит с Дагестаном: или он в кризисе, или он динамично развивается? Без диагноза невозможно назначить лечение.
Хотя Дагестан считается аграрным регионом, производство валовой продукции сельского хозяйства составляет лишь 100,8% среднероссийского показателя
В последние годы в Республике Дагестан наблюдается определенная тенденция роста основных макроэкономических показателей. При этом улучшение динамики абсолютных показателей не раскрывает реального отставания Дагестана в сравнении с экономической ситуацией в целом по стране.
Так в расчете на душу населения отставание региона по показателям ВРП (2015 г.) составило более чем в 2 раза, производительности труда в 1,7 раза, продукции промышленности в 20 раз, фондовооруженности (основные фонды в экономике) в 2,8 раза, оборота розничной торговли в 1,1 раза, инвестиции в основной капитал в 1,5 раза.
Хотя Дагестан считается аграрным регионом, производство валовой продукции сельского хозяйства в расчете на душу населения составляет лишь 100,8% среднероссийского показателя. Среднедушевые денежные доходы ниже в 1,2 раза, среднемесячная заработная плата – в 1,8 раза, а уровень безработицы выше в 2,1 раза.
Доля промышленности в ВРП Республики Дагестан в 9 раз меньше по сравнению со среднероссийским уровнем
Основной показатель социально-экономического развития региона – валовой региональный продукт позволяет оценить экономическую динамику.
В 2013-2014 году прирост ВРП был на уровне 6 %, хотя ранее были цифры в 2-3 раза более высокие. А в 2015 году динамика стала отрицательной, впервые с 1998 года. Это говорит о том, что ни о каком устойчивом развитии и даже позитивной динамике речь идти не может.
Доля промышленности в ВРП Республики Дагестан в 9 раз меньше по сравнению со среднероссийским уровнем (упал с 18,5% в 2000г. до 5,5% в 2015г.).
Основные социально-экономические показатели Республики Дагестан
в сравнении со средними показателями по РФ и СКФО
Средние показатели, тыс.руб. | РФ в % к РД | СКФО в % к РД | Занимаемое место РД | |||||
Год | РФ | СКФО | РД | в РФ | в СКФО | |||
ВРП на душу населения | 2016 | 443 | 174 | 184 | 240,8 | 94,6 | 76 | 2 |
Промышленная продукция на душу населения | 2016 | 345,9 | 54,5 | 17,3 | 20 раз | 3,2 раза | ... | 6 |
Продукция сельского хозяйства на душу населения | 2016 | 38,3 | 46,3 | 37,0 | 103,5 | 125,1 | ... | 4 |
Основные фонды на душу населения | 2016 | 1095 | 412 | 446 | 245,5 | 92,4 | ... | 2 |
Инвестиции на душу населения | 2016 | 100 | 50 | 69 | 144,9 | 72,5 | 36 | 1 |
Производительность труда (ВРП на число занятых) | 2016 | 950 | 492 | 560 | 169,6 | 87,9 | ... | 2 |
Среднедушевые денежные доходы | 2016 | 30,7 | 23,4 | 28,3 | 108,5 | 82,7 | 32 | 1 |
Среднемесячная номинальная зарплата | 2016 | 36,7 | 23,0 | 20,0 | 183,5 | 115,0 | 85 | 7 |
Уровень безработицы, % | 2015 | 5,6 | 11,1 | 10,8 | 51,9 | 102,8 | ||
Удельный вес безвозмездных поступлений в доходах консолидированного бюджета, % | 2015 | 18,1 | 60,3 | 68,5 | 26,4 | 88,0 | 81 | ... |
Расходы консолидированных бюджетов на душу населения | 2015 | 64,8 | 31,5 | 205,7 | ... | 85 | ... | |
Общая площадь жилых помещений на одного жителя, кв. м. | 2015 | 24,4 | 18,2 | 134,1 | ... | 80 | ... | |
Число собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения, шт. | 2015 | 288,8 | 172,1 | 167,8 | ... | 79 | ... |
Рассчитано по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016. Стат. сб. / Росстат. – М., 2016; Россия в цифрах. 2017. Крат. стат. сб./ Росстат. – М., 2017. С. 40–43.
Объем отгруженной промышленной продукции отстает от среднего по России в 21,2 раза (по СКФО в 3,3 раза).
Республика продолжает оставаться аутсайдером среди регионов Северного Кавказа по количеству малых предприятий на 10 тыс. человек экономически активного населения.
За период 2011-2016 гг. число малых предприятий в Дагестане уменьшилось на 41,8% (с 762 в 2011 г. до 443 в 2016г.)
Численность безработных в 2016 г. выросла на 6 тыс. человек по сравнению с 2015 г.
Недостаточное финансирование инфраструктуры поддержки – в 13,7 раз меньше, по сравнению с Татарстаном.
Среднероссийская зарплата в сентябре составляет 38 тысяч, а в Дагестане 23 тысячи рублей, рост 5,1 % в Дагестане и 3,2 % по стране составляют примерно одну сумму около 1200 рублей.
Показатель безработицы (10,9%) практически в два раза превышает среднероссийский уровень (5,5%).
Численность безработных в 2016 г. выросла на 6 тыс. человек по сравнению с 2015 г. и составил 146,2 тыс. человек.
Данные по безработице комментировать бессмысленно, поскольку некорректной являются данные по численности населения Дагестана. Недавно Счетной палатой Дагестана, Территориальным ФОМС, страховыми медицинскими организациями, Территориальным управлением ФНС по Дагестану, отделением Пенсионного фонда, органами ЗАГС были выверены сведения по умершим до 2011 года, выехавшим и проживающим за пределами Дагестана.
По результатам проведенной работы уточнена численность застрахованных граждан республики, которая на 1 апреля 2017 года составила 2 588 тысяч человек; из них неработающих, за которых платит республика в бюджет ФОМС – 2 006 тысяч человек. Таким образом, расхождение между статистической и фактической численностью населения составляет 453 тысячи человек.
В Дагестане, если судить по 2016 году, самая низкая налоговая нагрузка – 5,2%.
Росстат показывает в октябре текущего года в Дагестане численность рабочей силы в 1,36 млн человек и 154 тысячи безработных, 6,9 % – это всего 10 тысяч человек. В условиях, когда 70 % занятых составляет малый бизнес, который не всегда правильно сдает отчетность, результат находится за гранью статистической погрешности.
Индекс образования РД – составляет 0,870 (80-е место в рейтинге регионов России).
Только до 15% студентов трудоустраиваются после обучения.
Более 72 % семей региона (по некоторым подсчетам до 90%) тратят ежемесячно на покупку продуктов питания более 50% доходов.
Уровень потребления основных продуктов питания в находится на уровне 3-12% от существующих в России медицинских норм.
Питательная ценность рационов за последние 7 лет стабильно занимает последние места среди субъектов СКФО.
В Дагестане, если судить по 2016 году, самая низкая налоговая нагрузка – 5,2%. Если смотреть по Северо-Кавказскому федеральному округу, то это будет 10 процентов, по России – 20 процентов.
И как следствие всех этих «успехов», бюджет Дагестана на 2018 год, принятый Народным Собранием предполагает поступления налогов и сборов в республиканский бюджет в объеме свыше 23,9 млрд. рублей (23,2%), 69,1 % в структуре доходов составляют межбюджетные трансферты (более 71,2 млрд. рублей, из которых дотации – свыше 59 млрд рублей, субсидии –5,4 млрд. рублей, субвенции – 6,5 млрд. рублей и т.д.).
Проблема привлечения инвестиций в Дагестан связана с «террористической активностью», «коррумпированностью чиновников» и с клановостью руководства
Декларируемый рост показателя «Инвестиции в основной капитал» в условиях сохранения высоких показателей инвестиционного риска, подтверждает низкую эффективность проводимой инвестиционной политики в регионе. В 2015 г. региону был присвоен рейтинг 3D – низкий потенциал/высокий риск.
Но проблема привлечения инвестиций в регион связана и с «террористической активностью» (вспомним постоянные режимы КТО в том или ином районе Дагестана), и с «коррумпированностью чиновников» (добавим ещё и их не высокой компетентностью), и с клановостью руководства и ещё с многими другими причинами.
Рассматривая проблемы экономического развития, мы выделили в качестве одной из ключевых, наличие на Северном Кавказе мощной клановой системы со своими порядками и законами.
Дагестан продолжает оставаться аутсайдером среди регионов Северного Кавказа по количеству малых предприятий
Клановая система плодит коррупцию, отпугивает «посторонних» инвесторов, препятствует вертикальной мобильности молодежи.
Надо признать тот факт, что республика Дагестан фактически превратилась во «внутреннее зарубежье», которая, формально находясь в составе Российской Федерации и используя ее финансовые ресурсы, давно живет по своим собственным установкам и реализует свои интересы.
Сегодня важно вернуть регион в правовое поле России чтобы он стал, наконец, реальным субъектами Федерации. Единая страна – это единая правовая система, единая культурная система, единые законы на всей территории.
При таком состоянии исходной базы экономики и социальной сферы темпы роста, оцениваемые как высокие, дезориентируют и общество, и органы власти.
Только до 15% студентов Дагестана трудоустраиваются после обучения
Чтобы преодолеть отставание, выйти из системного кризиса, создать самодостаточную экономику и занять достойное место среди субъектов Российской Федерации Дагестану нужно обеспечить прорыв в развитии экономики и социальной сферы, в разы поднять объемы производства и удельный вес инновационных товаров в базовых отраслях реальной экономики.
Для этого надо максимально эффективно использовать все внутренние ресурсы, собственный производственный потенциал и конкурентные преимущества, а также ресурсы из федеральных источников.
Чтобы наиболее полно и эффективно использовать имеющиеся ресурсы и потенциал для прорывного социально-экономического развития нужно иметь полные и исчерпывающие ответы, по меньшей мере, на два вопроса:
1) Где и каким потенциалом, и какими ресурсами располагает республика;
2) Какие механизмы нужно задействовать для рационального и эффективного использования имеющихся ресурсов и потенциала.
Росстат показывает в октябре текущего года в Дагестане численность рабочей силы в 1,36 млн человек и 154 тысячи безработных
Анализ современного состояния хозяйства Республики Дагестан убеждает в необходимости сосредоточиться на «ударных» высокоэффективных направлениях, действуя по которым можно вывести из кризиса экономику в целом. В этой связи необходимо поддерживать не все виды деятельности, а только те, которые обладают свойствами региональных мультипликаторов (РМ). В обобщенном виде к ним можно отнести следующие производства и виды деятельности:
во-первых, продукция или услуги, которые могут иметь обширные и надежные рынки сбыта, причем преимущественно за пределами республики, что может быть привлекательным для внешних инвесторов;
во-вторых, продукция или услуги, которые, хотя и реализуются главным образом внутри республики, могут также иметь перспективу расширения за пределы внутреннего рынка;
в-третьих, способные порождать новые организационно-хозяйственные и технологические цепочки, а также расширяющие вовлечение в хозяйственный оборот интеллектуальные, предпринимательские, трудовые, материально-технические, природные ресурсы, учитывающие географические преимущества республики, выводящие ее на эффективные рынки сбыта и позволяющие стать привлекательными для притока в республику значительных денежных средств.
ТЭК - это жизнеобеспечивающая сфера хозяйственной деятельности
С учетом ресурсных возможностей, сложившейся структуры экономики Дагестана к региональным мультипликаторам первого вида можно отнести предприятия, формирующие топливно-энергетический комплекс (ТЭК).
ТЭК – это жизнеобеспечивающая сфера хозяйственной деятельности. Проблема развития ТЭК носит комплексный характер и ее реализация связана с мобилизацией всех видов энергоресурсов, которыми располагает республика. Интенсификация развития промышленного производства, потребует привлечение значительной части энергоресурсов.
Одним из направлений промышленной специализации может стать развитие судостроительного кластера в Дагестане
К региональным мультипликаторам второго вида следует отнести аграрные хозяйства и большую часть перерабатывающих предприятий АПК Дагестана, хотя отдельные производства, и в частности, предприятия по производству игристых вин и коньячных изделий, можно отнести к региональным мультипликаторам первого вида.
Крайне важным является выбор промышленной специализации региона с учетом необходимости использования, существующего промышленного и природного потенциала. Одним из направлений промышленной специализации может стать развитие в Республике Дагестан судостроительного кластера, как на базе уже существующих предприятий, традиционно, производивших продукцию судостроения оборонного назначение, так и привлечения в рамках промышленной кооперации предприятий из других регионов России.
Другим направлением промышленного развития должна стать переработка сельскохозяйственной продукции
Развитие малогаборитного судостроения (лодки, яхты, баржи, тримараны, танкеры, контейнеровозы, паромы и т.д.) позволит организовать самую большую внутреннюю кооперацию предприятий Республики Дагестан.
Другим направлением промышленного развития должна стать переработка сельскохозяйственной продукции. Анализ структуры перерабатывающих производств экономики Республике Дагестан (РД) позволяет утверждать, что АПК производит преимущественно продукцию невысоких переделов. В то время как в Российской Федерации суммарный среднедушевой объем производства отраслей переработки сельскохозяйственного сырья превосходит среднедушевой объем производства продукции сельского хозяйства, в среднем по РД экономические результаты отраслей пищевой и легкой промышленности в расчете на одного жителя отстают от экономических результатов сельского хозяйства.
Крайне важным представляется в рамках развития АПК Дагестана использование современных био- и энергосберегающих технологий
В сложившейся ситуации приоритетное значение для социально-экономического прогресса экономики сельских территорий РД имеет увеличение объемов производимой валовой добавленной стоимости за счет развития пищевой и легкой промышленности и привлечение капитала в сельскохозяйственное производство, что будет способствовать экономическому росту на селе, сохранению трудового потенциала, улучшению качества жизни в сельской местности и сокращению оттока населения.
Крайне важным представляется в рамках развития АПК Дагестана использование современных био- и энергосберегающих технологий и на их основе создание экологически чистых и экономически эффективных аграрных хозяйств и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, дающих значительную экономию электроэнергии.
Рекреационный комплекс - сектор экономики Дагестана, имеющий огромные потенциальные возможности, но в настоящее время находится в глубокой стагнации
К региональным мультипликаторам третьего вида можно отнести объекты, образующие рекреационный комплекс Дагестана, а также транспортно-коммуникационные составляющие, формирующие на территории республики многопрофильный логистический центр с целью эффективного использования геополитического положения республики и развития взаимовыгодных экономических связей приграничных территорий Дагестана с Азербайджаном и Грузией с учетом решения проблем разделенных народов, а также с другими прикаспийскими государствами, это формирование современных транспортно-коммуникационных систем, обеспечивающих транзит и складирование различных грузов, что является важным стимулом притока капитала в республику и может привести к мультипликативному эффекту развития экономики Дагестана в целом.
Рекреационный комплекс – сектор экономики Дагестана, имеющий огромные потенциальные возможности, но в настоящее время находится в глубокой стагнации.
Для Дагестана развитие рекреационного комплекса – это новые рабочие места, это сфера широкого приложения малого предпринимательства (различного рода сервисные услуги бытового, медицинского, зрелищно-культурного и другого характера), это развитие традиционных для Дагестана народных художественных промыслов, ориентированных на производство курортных и сувенирных товаров, это развитие дорожно-транспортных коммуникаций, гостиничного хозяйства и сервисных служб в целом, это – стимулятор развития АПК и других видов хозяйственной деятельности.
Каждый год надо иметь ясное представление о том, на какие финансовые ресурсы республика может рассчитывать
В разработанном в ИСЭИ ДНЦ РАН документе «Научная и экспертная деятельность института социально-экономических исследований ДНЦ РАН» в разделе «Предложения по решению социально-экономических проблем Республики Дагестан» рассмотрены рад направлений, и в частности:
В области государственного регулирования и организауии управления
Провести прогнозирование, обоснование и объективную оценку финансовых ресурсов, в которых Республика Дагестан может получить из всех федеральных источников. На каждый плановый период (год, квартал) надо иметь ясное представление о том, на какие финансовые ресурсы и из каких конкретных федеральных источников республика может рассчитывать, соответственно строить экономическую, в частности, бюджетную и инвестиционную политику.
Коррупционная составляющая в стоимости продукции составляет в СКФО от 30% до 50%
В настоящее время государственное регулирование социально-экономического развития в республике осуществляется в формате реализации многочисленных программ, проектов и иных плановых документов.
В их числе: Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, схема территориального планирования РД, 7-10 приоритетных проектов развития РД со множеством подпроектов, 29 государственных программ, в рамках которых выделены еще 86 подпрограмм, программа реализации постановления Правительства РФ от 23.12.2014 № 1444 «О первоочередных мерах по обеспечению опережающего развития Республики Дагестан», подпрограмма «Социально-экономическое развитие Республики Дагестан до 2025 года» в рамках «Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 года», республиканская и федеральная программа импортозамещения и т.д. Все эти утвержденные программно-целевые документы не увязаны между собой, не обеспечены ресурсами и ответственными исполнителями.
Необходимо актуaлизировать уже принятые, а также разработать новые региональные стратегические документы
Такая «программомания» распыляет финансовые, материально-технические, трудовые и другие ресурсы, создает лишь видимость активной деятельности исполнительных органов власти. По существу, не рационально используется и административный ресурс.
С учетом реальных оценок всего ресурсного потенциала надо прогнозировать и определить специализацию, отраслевую и территориальную структуру, приоритетные направления развития экономики, сценарии долгосрочного развития республики и т.д. Для этого крайне важно в соответствии с новым Федеральным законом от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» доработать и актуализировать Стратегию социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, консолидировать и увязать со Стратегией-2025 все государственные программы, приоритетные проекты развития РД, планы Правительства, инвестиционные проекты и т.д.
Необходимо создать единую взаимоувязанную систему планирования социально-экономического развития республики, отраслей и сфер экономики
Необходимо также актуализировать уже принятые, а также разработать новые региональные стратегические документы в соответствии с Федеральным законом о стратегическом планировании, в частности схему территориального планирования РД, стратегии долгосрочного социально-экономического развития муниципальных образований и др.
Необходимо создать единую взаимоувязанную систему планирования социально-экономического развития республики, отраслей и сфер экономики, а также муниципальных образований на основе долгосрочного стратегического планирования. Эта система должна быть увязана с формирующейся в стране единой системой стратегического планирования и соответственно со Стратегией социально-экономического развития СКФО и Российской Федерации.
В области борьбы с «теневой экономикой» республики
Одним из самых значимых, масштабных и реальных резервов прорывного роста экономики и оздоровления финансового состояния республики является легализация теневой экономики.
Теневая экономика республики по самым скромным экспертным оценкам составляет свыше 40-60% ВРП, а в отдельных сферах (торговля, сфера услуг, строительство, транспорт) доходит до 2/3.Основная проблема Дагестана даже не в том, что у него большая теневая экономика, а в том, что значительная часть экономики существует только на бумаге
Конечно, надо еще иметь в виду, что «... теневая экономика, коррупция и бандитизм «живут» вместе». Теневая экономика и ее легализация – не только резерв роста экономики и налогооблагаемой базы. Это – самый масштабный, многофакторный и опасный вызов не только Республике Дагестан, но и всей России. Ответом на этот вызов должны быть кардинальные и системные правовые, организационные, экономические и воспитательные меры по разблокировке и выводу в рамки правового поля всей сферы теневой экономики.
Принять неотложные меры по устранению расхождений и приведению в соответствие баз данных ТО ФСГС РФ по РД, УФНС России по РД, Министерства экономики и территориального развития РД, Министерства торговли, инвестиций и предпринимательства РД и муниципальных органов власти по количеству малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств в РД.
Налог на коррупцию в значительной степени влияет на структуру экономики региона
Основная проблема Дагестана даже не в том, что у него большая теневая экономика, а в том, что значительная часть экономики существует только на бумаге. Эта экономика «фикции», липовых отчетов. Условно экономику Дагестана можно разделить на три части:
1. Треть экономики существует реально и официально, уклоняется от налогов как в среднем по стране.
2. Другая треть существует в «тени», платит не налоги, а коррупционный сбор.
Коррупционная составляющая в стоимости продукции составляет в СКФО от 30% до 50%.
Можно только отметить, что налог на коррупцию в значительной степени влияет на структуру экономики региона: чем выше его величина, тем в большей степени преобладает те отрасли (виды деятельности), которые могут уйти в тень, в частности это строительство, торговля, сфера услуг.
На сегодня структура ВРП выглядит следующим образом:
v торговля – 28,5% ВРП.
v строительство – 15,8% ВРП.
v сельское хозяйство – 15,5 % валового регионального продукта.
v транспорт и связь – 7,5% ВРП.
v сектор госуправления – 6,4% ВРП.
v обрабатывающее производство – 3,9 % ВРП.
v энергетика – 2,0% ВРП.
v добыча полезных ископаемых – 0,4 % ВРП.
3. Третья часть существует только в отчетах чиновников.
Если заявлять о том, что нужно повысить сборы налогов до среднероссийского уровня, то реальная налоговая нагрузка на тех, «кто платит налоги», вырастет примерно в 3 раза, и они уйдут в другие регионы или закроются.
Для преодоления негативных явлений в экономике РД разработана модель устойчивого экономического роста региона
Также в документе дают предложения по разделам:
v в области образования, формирования человеческого капитала и социальной мобильности;
v в области регулирования занятости и трудовой миграции;
v в области обеспечения благоприятного инвестиционного климата;
v в области сбалансированного экономического развития;
v в области комплексного развития сельских территорий.
Для преодоления негативных явлений в экономике РД разработана модель устойчивого экономического роста региона. Макроэкономические условия модели устойчивого развития региона выстраиваются в систему пяти укрупненных взаимосвязанных блоков:
1. Блок управления и регулирования регионального развития, включающий в себя механизм территориальной организации многоотраслевой, многофункциональной, многоукладной экономики на основе эффективного сочетания государственного регулирования с рыночными отношениями.
2. Индустриальный блок (промышленная политика, занятость, налоговый потенциал, инновационные преобразования экономики, производственная инфраструктура, туризм и рекреация). Все эти и другие направления развития РД представляются наиболее важными компонентами экономического роста, выхода из депрессивного состояния.
3. Аграрный блок (аграрная политика, земельные отношения, продовольственная безопасность населения). Для Дагестана этот блок модели имеет большее значение не только с позиций продовольственного обеспечения, но и с позиций исторически сложившихся трудовых навыков и менталитета местного населения.
4. Социально-экологический блок – образование, здравоохранение, системы социальной поддержки населения, регулирования занятости и обеспечения экологической безопасности – условия, определяющие социальную ориентацию модели устойчивого экономического роста РД.
5. Политико-правовой и культурно-нравственный блок – нормативно-правовая база хозяйствования и макроэкономические условия, обеспечивающие, что очень важно, социально-политическую стабильность и межнациональное согласие. Необходимость включения в модель этого блока очевидна, поскольку экономика неотделима от политики и состояния общественного сознания, нравственного и культурного уровня населения, многих других сторон жизни и поведения людей – от всего того, что обозначается понятием общественной среды.
Естественно, перечисленные общего характера направления развития экономики Республики Дагестана ни в коей мере не исчерпывают их перечень. Имеет место множество конкретно детализированных направлений развития экономики РД
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции "Кавполита"
4 Распечатать