02 декабря 2016 5882 0

Осетия возвращается в нефтяную игру

Компания «Алания Ойл» возобновила добычу нефти в Северной Осетии, отбившись от исков кредиторов
Фото: «Эксперт»
Фото: «Эксперт»

usahlkaro Рамазан Магомедов Автор статьи

Хотя объемы добычи нефтяной компании «Алания Ойл» пока мизерны, это единственный прецедент на Северном Кавказе, когда в этот сегмент удалось войти небольшому частному оператору. Но пока ему явно не хватает прозрачности, обязательной для любых серьезных начинаний в нефтегазовой сфере.

Нефтяная специфика Северной Осетии

О том, что в Северной Осетии впервые после трехлетнего перерыва началась добыча нефти, несколько дней назад сообщил портал «Территория Нефтегаз» со ссылкой на руководителя компании «Алания Ойл» Владимира Гутиева.

Основные производственные мощности будут сконцентрированы на Заманкульском месторождении в Правобережном районе республики, которое было впервые введено в эксплуатацию еще в 1958 году.

Предполагаемая суточная добыча на месторождении составит около 1,5 тысячи баррелей, или 238,5 тонны. В годовом измерении это всего 87 тысяч тонн – примерно столько же сейчас добывается в соседней Ингушетии, где основным оператором является «Роснефть».

Специфика нефтяной отрасли Северной Осетии заключается в том, что здесь, в отличие от других регионов СКФО, основным игроком является не один из крупных холдингов типа «Роснефти» или «Лукойла», а частный оператор ООО «Алания Ойл».

Специфика нефтяной отрасли Северной Осетии заключается в том, что здесь основным игроком является частный оператор ООО «Алания Ойл»

Компания была создана в 2001 году; в 2010 году, по данным «СПАРК-Интерфакса», ее единственным владельцем стал Владимир Гутиев.

Алкоголь или нефть?

В советский период добычу нефти в Осетии вело чечено-ингушское объединение «Грознефть», однако в девяностые годы эта отрасль пришла в полный упадок, тем более что осетинские бизнесмены нашли гораздо более выгодный источник дохода – производство алкоголя.

Поэтому исследование месторождений углеводородов возобновилось только в прошлом десятилетии.
Власти Северной Осетии включили «Аланию Ойл» в число проектов, претендовавших на госгарантии российского правительства

Когда в 2010 году в Северной Осетии побывал только что назначенный полпредом президента в СКФО Александр Хлопонин, он заявил, что топливно-энергетический комплекс должен стать одним из приоритетов развития региона.

Это послужило сигналом для местных властей, которые включили предприятие «Алания Ойл» в число проектов, претендовавших на госгарантии российского правительства.

Нефть с Коринской площади в Дигорском районе является аналогом так называемой «белой» нефти, добываемой в ОАЭ

Планы компании по меркам осетинской экономики были достаточно масштабны. Первоначально планировалось довести объем добычи до 100 тонн нефти в сутки, а затем и до 300 тонн за счет разработки более глубоких пластов.

Причем, как утверждал тогда Владимир Гутиев, нефть, найденная на новой Коринской площади в Дигорском районе, отвечает самым высоким качественным показателям и является аналогом так называемой «белой» нефти, добываемой в ОАЭ.

Нефтяные месторождения на карте Северной Осетии

Мегапроекты «Алания Ойл»

Общие запасы трех открытых на территории Северной Осетии месторождений – Коринского, Ахловского и Заманкульского – на тот момент оценивались в 10 млн тонн нефти, а вместе с перспективными запасами – более чем в 25 млн тонн.

Были, впрочем, и более масштабные прогнозы: в середине прошлого десятилетия утверждалось, что запасы нефти в РСО-А могут доходить до почти 65 млн тонн.

«Алания Ойл» планировала построить в Осетии мини-НПЗ с годовой мощностью переработки 150 тысяч тонн нефти с нового Коринского месторождения

Кроме того, «Алания Ойл» планировала построить в республике мини-НПЗ с годовой мощностью переработки 150 тысяч тонн нефти, которую  собирались поставлять с нового Коринского месторождения.

Первоначально в этот проект планировалось вложить 600 млн рублей и завершить его к 2014 году, но затем его стоимость выросла до 1,166 млрд рублей (включая 824 млн кредитных средств), а предполагаемый срок завершения стройки сдвинулся на 2016 год.

Именно под проект строительства НПЗ «Алания Ойл» в конце 2011 года и получила гарантии правительства Северной Осетии в размере 10% от кредитных средств (82,4 млн рублей).

В качестве кредитора тогда рассматривался Московский индустриальный банк чеченского бизнесмена Абубакара Арсамакова.

Под строительство НПЗ «Алания Ойл» в конце 2011 года получила гарантии правительства Северной Осетии на 82,4 млн рублей

«Я гарантирую, что уже через год, в декабре 2012 года, в Осетии будет свой бензин, и он будет лучше, дешевле и экологичнее завозного», – заявил тогда Владимир Гутиев.

Кредиты и банкротства

Первая скважина в Дигорском районе была пробурена в марте 2011 года, а в конце следующего года «Алания Ойл» сообщила о начале промышленной добычи на Заманкульском месторождении.

По графику с декабря 2011 по сентябрь 2012 года планировалось закупить оборудование для НПЗ, а также выполнить работы по его монтажу и пуско-наладке.

Но кредит МИнБанка под проект строительства НПЗ так и не удалось получить, а в октябре 2014 года компания «Ставропольнефтегеофизика», которая вела исследовательские работы на Коринской площади, обратилась в Арбитражный суд Северной Осетии с иском о банкротстве «Алании Ойл».
Против «Алании Ойл» и других компаний Гутиева был подан иск Россельхозбанка почти на 191 млн рублей

Суд этот иск удовлетворил и ввел в компании первую процедуру банкротства – наблюдение.

Однако сумма требований была невелика – всего 2,38 млн рублей, и уже в марте 2015 года производство по этому делу было прекращено после того, как требования «Ставропольнефтегеофизики» были удовлетворены.

Но на этом претензии кредиторов не кончились. Одновременно против «Алании Ойл» и ряда других компаний Владимира Гутиева был подан иск Россельхозбанка на уже куда более внушительную сумму – почти 191 млн рублей.

В качестве возмещения задолженности по кредитному договору, заключенному в августе 2012 года, банк хотел взыскать заложенное имущество компаний.
В сентябре Гутиев уже не был собственником ООО «Алания Ойл», а равно и ряда других прежде принадлежавших ему активов

Иск Россельхозбанка Арбитражный суд Северной Осетии отклонил, после чего банк попытался добиться банкротства уже лично Владимира Гутиева как поручителя по кредитному договору.

Однако и по этому заявлению в сентябре текущего года судом было принято отрицательное решение.

Причем к этому моменту Гутиев уже не был собственником ООО «Алания Ойл», а равно и ряда других прежде принадлежавших ему активов.

Смена владельца и «альтер эго»

Как следует из данных базы «СПАРК-Интерфакса», еще с 2014 года единственным владельцем «Алании Ойл» является московское ООО «Квадрат», принадлежащее, в свою очередь, некой Венере Закеровой.

Также у компании имеется «альтер эго» – ООО НК «Алания Ойл», зарегистрированное во Владикавказе по тому же адресу (проспект Коста, 93).

Заявления «Алании Ойл» о восстановлении добычи пока тянут лишь на очередное напоминание о том, что нефть в Осетии есть

Его гендиректором является Владимир Гутиев, а собственниками – два физлица, Эмма Кубатиева и Ибрагим Городов.

Нефтепереработка в России

Более подробная информация об этих гражданах отсутствует, а финансовые показатели компаний-«близнецов» не раскрываются.

Неизвестно, сколько нефти уже извлекла «Алания Ойл» в тот период, когда она заявляла о начале промышленной добычи

Кроме того, неизвестно, сколько нефти уже извлекла «Алания Ойл» в тот период, когда она заявляла о начале промышленной добычи.

Без всей этой информации деятельность компании выглядит не слишком прозрачной, а ее заявления о восстановлении добычи пока тянут лишь на очередное напоминание о том, что нефть в Осетии есть. 0 Распечатать

Наверх
добавка E942