21 марта 2017 4526 0

Ослепшее Ставрополье

Правовую оценку муниципальным «экспериментам» губернатора Владимирова даст Верховный суд
Фото: opengaz.ru
Фото: opengaz.ru

usahlkaro Антон Чаблин политолог, журналист

На следующей неделе Верховный суд России приступит к рассмотрению спора о незаконности муниципальной реформы на Ставрополье, затеянной в 2015 году. Заявителем выступает краевое отделение «Партии роста», а ответчиком – лично губернатор Владимир Владимиров, подписавший закон о ликвидации Минераловодского района. Именно он стал первым в долгом списке упраздненных муниципалитетов, который постоянно растет.  

Реформу повернули вспять

Ставрополью уже не впервой становиться «пионером» муниципальных преобразований. Так, еще в 2005 году при губернаторе Александре Черногорове здесь в пилотном режиме (на год раньше всех остальных регионов) начали внедрять новый 131-й закон «О местном самоуправлении».

Во-первых, государственная власть была четко отделена от местного самоуправления (ранее, скажем, в районах существовали государственные администрации, назначаемые напрямую губернатором). Во-вторых, были распределены полномочия между двумя муниципальными «этажами» – районным и поселенческим.

Впрочем, нынешний губернатор Владимир Владимиров сразу после назначения взял курс на «сворачивание» полномочий муниципалитетов. В январе 2014 года он по аналогии с Дагестаном учредил новую должность – полномочный представитель губернатора в муниципальном образовании.

Владимир Владимиров. Фото: vestikavkaza.ru

И сегодня Ставрополье разделено на семь «округов», в каждом из которых Владимиров назначил своего «губпреда». Правда, в самой проблемной территории – восточной (с центром в селе Левокумском), на границе с Дагестаном и Чечней, представителя губернатора нет уже почти десять месяцев.
Владимиров взялся за перекраивание административной карты Ставропольского края

Еще в июне прошлого года этот пост неожиданно покинул Андрей Уткин, а его преемник до сих пор Владимировым не назначен. То ли должность заведомо «расстрельная», то ли губернатор уже утратил интерес к своим полпредам.

Вслед за введением института «губпредов» Владимиров взялся за перекраивание административной карты Ставропольского края. В январе 2015 года на встрече с местными депутатами Минераловодского муниципального района он предложил ликвидировать район. А вместо него создать одноименный городской округ, в который бы вошли Минеральные Воды, а также 53 сельских населенных пункта. 

Главный аргумент Владимирова – это резкое сокращение управленческого аппарата (106 из 312 чиновников местных администраций, аппаратов сельских дум и контрольно-счетных органов). А, следовательно, и расходов на его содержание – 40 млн. рублей ежегодно, которые должны пойти на ремонт дорог, школ, детсадов.

Сколько стоит революция

Революционное предложение губернатора на удивление быстро приобрело силу закона: в марте-апреле в населенных пунктах Минераловодского района прошли публичные слушания, участники которых высказались «за» объединение. В конце мая парламент утвердил краевой закон о ликвидации района, а реально он перестал существовать с первого сентября 2015 года.

Минераловодский городской округ занимает 1440 кв. км, это примерно как Санкт-Петербург. Расстояние между самыми удаленными поселками – Тельмана и Новомирским – почти полсотни километров.

Территория крайне неоднородная даже по культурному составу, где есть место компактного проживания греков (село Греческое) и ногайцев (Канглы). При этом местного самоуправления (по крайней мере, в традиционном понимании) здесь уже не осталось. Есть городская администрация в Минводах, в структуре которой есть управление по делам территорий.


Фото: media.1777.ru

У этого управления – 15 территориальных отделов по работе с населением, которые заменили бывшие сельские администрации. Собственных бюджетов у них, разумеется, нет. Как нет и реальных полномочий. Главная задача этих отделов – это прием жалоб от населения и выдача документов (справок, выписок из домовых и похозяйственных книг).

Опыт создания Минераловодского округа пришелся явно по душе Владимиру Владимирову. И он решил распространить его уже на все Ставрополье. В феврале 2016 года было предложено ликвидировать сразу три муниципальных района – Георгиевский, Ипатовский и Нефтекумский, вместо которых должны были появиться на карте одноименные городские округа.
…Предложено ликвидировать сразу три муниципальных района – Георгиевский, Ипатовский и Нефтекумский
Однако не тут-то было. Против ликвидации Нефтекумского и Ипатовского районов выступила прокуратура Ставрополья, которая дала отрицательные заключения на проекты соответствующих законов. Основной довод – то, что будет разрушена двухуровневая система местного самоуправления, предусмотренная 131-м законом. Кроме того, в одно поселение «сольют» территории, которые не имеют прочных хозяйственных связей (у города и села, ясно, совершенно разная специализация).
Первого мая 2017 года Ипатовский и Нефтекумский район перестанут существовать

Категорически «против» муниципальной реформы высказались и члены президентского Совета по правам человека, побывавшие на Ставрополье в июне 2016 года. Однако и позицию прокурора края Юрия Турыгина, и главы президентского совета Михаила Федотова губернатор, что называется, переломил через колено.

Юрий Турыгин. Фото: rg.ru

И оба закона – о ликвидации Ипатовского и Нефтекумского районов – были приняты. Пусть и позднее, чем краевые власти планировали поначалу. К этому моменту, кстати, прокурора Юрия Турыгина сменил Анатолий Богданчиков, который почему-то не стал обжаловать в суде законы, принятые вопреки позиции надзорного органа. Так что первого мая 2017 года Ипатовский и Нефтекумский район перестанут существовать.

Георгиевское восстание

Самое жесткое противодействие муниципальная реформа Владимирова встретила в Георгиевском района. Здесь жители трех крупных муниципалитетов – станицы Незлобной, сел Новозаведенного и Краснокумского – на публичных слушаниях выступили против объединения.

Фото: opengaz.ru

О том, что творится в соседнем Минераловодском округе, люди знали не понаслышке. И без прикрас говорили об этом на слушаниях. Теперь практически невозможно «выбить» деньги на оперативное решение местных проблем (скажем, на ремонт бордюров или уличных фонарей).

Прежде деньги на благоустройство были заложены в сельский бюджет, то теперь – в городской (который еще недавно был районным). А чтобы бюджетную заявку, поступившую с мест, рассмотрели, должно пройти намного больше времени.
От воли жителей ничего не будет зависеть – они лишены права избирать собственных сельских депутатов и глав

Но все же самый главный аргумент противников объединения, – то, что оно необходимо вовсе не ради бюджетной экономии, а для централизации принятия решений в Ставрополе (и в первую очередь по распоряжению сельскохозяйственными землями). Фактически, от воли жителей отныне ничего не будет зависеть – они даже лишены права избирать собственных сельских депутатов и глав.

Все, о чем говорили простые жители, оказалось правдой. Провластные краевые издания вылили ушаты грязи на участников слушаний в Незлобной, Новозаведенном и Краснокумском – пенсионеров, учителей, студентов. Причем в выражениях не стеснялись: предвыборный пиар, провокации, дискредитация губернатора и президента.

«Мятежных» не услышали

В знак протеста против объединения в станице Незлобной большинство местных депутатов и избранный в 2011 году глава Анатолий Лисов написали заявления о сложении полномочий.

В сентябре Незлобной (и еще одном «мятежном» муниципалитете, селе Краснокумском) прошли выборы местных депутатов, на которых большинство получила «Единая Россия». Также в Незлобной вынужденно переизбрали главу, и это место занял единоросс Алексей Павлов.
Краевая дума столь же единогласно приняла закон о судьбе Георгиевского района: с карты он исчезнет первого июня 2017 года

После выборов в муниципалитетах, поначалу высказавшихся «против» муниципальной реформы, оперативно провели повторные публичные слушания. И, как ни удивительно, на сей раз их участники столь же единогласно подняли руки «за» ликвидацию своего района. Безо всяких дискуссий и споров.

И в феврале нынешнего года краевая дума столь же единогласно приняла закон о судьбе Георгиевского района: с карты он исчезнет первого июня 2017 года. Молчали представители партий «Справедливая Россия» и ЛДПР, еще недавно (перед выборами) громко выступавшие против ликвидации местного самоуправления на Ставрополье.

Единственная политическая сила в регионе, противящаяся этой реформе, – это «Партия роста». Еще в августе прошлого года она обратилась в Ставропольский краевой суд с административным иском к губернатору и думе.

«Партия роста» требует отменить закон о ликвидации Минераловодского городского округа как противоречащий Конституции РФ и федеральному закону «О местном самоуправлении». В удовлетворении исковых требований судья Светлана Мекерова отказала, и ее вердикт оппозиция и обжалует в вышестоящей инстанции – Верховном суде. 0 Распечатать

Наверх
добавка E942