
О газовых ожиданиях, сирийском кризисе, визите Алиева в Лондон и предстоящей поездке Эрдогана в Баку в интервью КАВПОЛИТу рассказал Эльдар Касаев, востоковед, член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России.
— По приглашению Генсека ООН, канцлера Германии и премьер-министра Великобритании президент Азербайджана Ильхам Алиев посетил Лондон, где принял участие в конференции «Поддержка Сирии и региону». Почему ООН, Великобританию и Германию вдруг заинтересовала позиция Баку в отношении Сирии, ведь раньше интереса не было?
— На крутом сирийском треке все игроки переплелись. Кто-то непосредственно участвует в решении сирийской проблемы, кто-то опосредованно. Не стоит забывать, что Азербайджан – очень влиятельное государство в регионе.
Страны, обладающие большими запасами углеводородов, могут сегодня диктовать другим нужную им политику и повестку дня. В недрах Азербайджана залегают солидные запасы нефти и газа. Более того, Азербайджан активно сотрудничает с Россией.
Например, в минувшем году Газпром, имеющий перепроизводство почти на 200 миллиардов кубов, вновь начал поставлять голубое топливо на азербайджанский рынок. Стороны ведут переговоры об увеличении поставок с учетом перспективы роста потребления природного газа в Азербайджане.
Примечательно, что на азербайджанский газ надеется Европейский союз, который давно хочет диверсифицировать источники поставок сырья, прежде всего, конечно, оттеснив Россию, которая обеспечивает почти треть всего газа, потребляемого в Европе.
Однако на сегодняшний день Азербайджан не в силах помочь Европе. Азербайджанское месторождение Шах-Дениз-2, на которое так надеются европейцы, разрабатывается более медленными темпами, чем ожидалось. Тем не менее Баку продолжает держать «золотой фасад» перед Старым Светом, заявляя о готовности частично покрыть потребности европейских потребителей.
Как следствие, Азербайджан приобретает не только экономический, но и политический вес. Он может говорить с Европой на равных, отстаивая свою позицию.
Алиев прибыл в Лондон для участия в конференции по Сирии - Minval.az: http://t.co/4lDiwrDJFb с помощью @minval_az
— Minval.az (@Minval_az) 3 февраля 2016
— Чего все-таки ждут Германия, Великобритания и ООН от Азербайджана относительно сирийского кризиса? Того, что Баку примкнет к прозападной коалиции или коалиции Саудовской Аравии?
— Думаю, что никто не ждет ничего сверхъестественного, все-таки надо учитывать реальный вес Азербайджана: он не такой большой, как хотелось бы республике. Однако Запад все-таки хочет перетянуть на свою сторону государства, которые обладают либо средней, либо пока еще зародышевой мощью.
Мы видим, что идет противостояние по линии Запад–Россия. И те страны, которые хотят активно сотрудничать с Россией – тот же Азербайджан, например, – становятся мишенями и лакомыми кусками для европейцев и Соединенных Штатов Америки, которые, несмотря на удаленное географическое положение, через различные инструментарии активно влияют на европейскую политику.
На мой взгляд, европейцы бесспорно хотят взять под крыло Азербайджан, чтобы Баку поддерживал именно европейскую позицию. Получится или нет – другой вопрос.
— Поддерживал на уровне политической риторики или какими-то конкретными действиями?
— Конкретные действия здесь вряд ли возможны. Я думаю, риторика. У Азербайджана сейчас нет возможности проводить какую-то действенную политику на сирийском треке, как, например, есть у России, США и других крупных западных государств. В этой связи пока от Баку ожидают хотя бы «правильной» риторики. Вода камень точит, говорят в народе.
Если Азербайджан начнет озвучивать устами своих высших должностных лиц ту позицию, которая близка Европе, это уже будет победа в информационной войне. Сейчас эта война не менее ожесточенная, чем горячая война в регионе Ближнего и Среднего Востока, в частности, в Сирии.
Если Азербайджан начнет озвучивать устами своих высших должностных лиц ту позицию, которая близка Европе, это уже будет победа в информационной войне
— Азербайджан будет озвучивать выгодную США и ЕС позицию, при том что это сильно испортит отношения с Москвой?
— Азербайджан – государство очень прагматичное. Там считать риски и взвешивать возможные «за» и «против» умеют. Думаю, будет выработана хитрая позиция: и нашим, и вашим.
С одной стороны, с Москвой никто не будет накалять отношения. Сейчас это крайне не выгодно, потому что Россия мощно себя зарекомендовала на сирийском театре и поколебать наш авторитет очень сложно.
С другой – Азербайджан не станет обострять отношения и с Европой. Будет что-то похожее на знаменитую китайскую политику нейтралитета. Справедливости ради стоит подчеркнуть, что китайцы отнюдь не всегда сидят сложа руки, наблюдая за битвой двух тигров на международной арене. Пекин действенно вмешивается в решение важных для него проблем и умело отстаивает свои экономические и политические интересы.
— Да, это многовекторная политика. Эту линию Азербайджан гнул последние несколько лет. Но что происходит сейчас: переговоры в Женеве поставлены на паузу, говоря простым языком – сорвались. Саудовская Аравия и Турция готовятся к наземной операции в Сирии. Произошел очередной инцидент с российским самолетом в турецком небе и т.д. Ситуация явно усугубляется. В этой ситуации обострения неужели Азербайджану удастся сохранить нейтральную позицию? Или все же, придется делать выбор: с кем и против кого?
— Рано или поздно выбирать, конечно, придется. Первое время Баку будет всячески держаться. Эта пауза позволит Азербайджану еще раз проанализировать: чьи позиции сильнее в Сирии.
Если Россия будет так же отстаивать свою позицию, не прогибаясь (во что я верю и надеюсь!), то, конечно же, Азербайджан выберет Москву, и Европа в данном случае будет не у дел.
Если же европейцы смогут предложить Азербайджану действительно выгодные условия, то Азербайджан вполне может вынести за скобки всю свою дружбу с Москвой. Потому что дружбы-то нет, есть партнерские экономические связи и политические отношения.
Азербайджану сейчас не выгодно ссориться с Москвой. Тем не менее европейская политика очень умелая. Если европейцы смогут найти вкусные финансовые «пряники» для Азербайджана, то Баку посмотрит в сторону Европы и начнет более активно с ней сотрудничать.
Еще важный момент. Азербайджан – это мусульмане. Здесь крайне сложно оставаться нейтральным, тем более когда Саудовская Аравия создает т.н. исламский альянс по борьбе с Исламским государством (запрещенной на территории России террористической организацией).
В этой ситуации непросто всем. Однако Азербайджан не станет кидаться в омут с головой. Отсекая Москву, бежать в объятия Европы Баку не будет. И принять какое-то решение в краткосрочной перспективе, на мой взгляд, Азербайджан не способен. Пока он будет думать, анализировать, сохраняя сколько возможно нейтралитет.
ЕС зовет Азербайджан в свои объятия #миграция #аналитика #даиш http://t.co/pE9fTdBixK
— Коржов Илья (@ilyakorzhov1) 5 февраля 2016
— Но если все-таки прижмет, то Азербайджан выберет Европу?
— Если прижмет, то больше шансов, что от Москвы, конечно, Азербайджан отвернется. Потому что европейцы, как считают в Баку, все-таки более выгодный сейчас партнер, особенно в газовых делах.
ЕС заявляет, что готов покупать азербайджанский газ в любых объемах, чтобы заменить Россию как поставщика. Азербайджану все же выгоднее поставлять свой газ в Азию, где больше платят. Однако, одно экспортное направление хорошо, а два лучше.
Так что, если Азербайджан получит политическую поддержку ЕС, то станет понятно, почему Баку сделает выбор не в нашу пользу.
— Выбирая западное направление, Азербайджан рискует карабахским вопросом. Конфликт может рвануть, и в такой ситуации Москва уже со спокойной совестью, что называется, встанет на сторону Армении. Это обстоятельство берется в расчет в Азербайджане?
— Этот фактор всегда берется в расчет, и я полагаю, что, если карабахский конфликт войдет в военную стадию, Россия однозначно встанет на сторону Армении. Пока же Баку исходит из вопросов экономических потребностей.
Как быть, если у тебя экономика зависит от продажи углеводородов? Азербайджанское хозяйство сильно от этого зависит. Азербайджанская сторона пытается статистически показать другую картину, но я специально исследовал этот вопрос. По факту зависимость от продажи нефти и газа в республике гораздо выше, чем обозначено в статистических справочниках и написано в прессе.
Эксперт: если карабахский конфликт войдет в военную стадию, Россия однозначно встанет на сторону Армении
— На 18 февраля намечен визит президента Турции Эрдогана в Азербайджан. Президент Турции посетит Баку с целью обсуждения только двусторонних отношений или грузом будет нависать весь сирийский бэкграунд?
— На мой взгляд, политическая повестка дня будет приоритетной. Будут затронуты вопросы Сирии и Минских соглашений. Турция – это один из ключевых игроков в регионе, который пытается распространить свое влияние на остальную часть земного шара.
В то же время нельзя обойти и углеводородный вопрос. После того как Россия заморозила «Турецкий поток», по которому наш газ планировалось поставлять в Турцию, а затем европейским странам, Анкара потеряла шанс на реализацию своей стратегии.
Правящая «Партия справедливости и развития» давно поставила цель, чтобы Турция стала основным транзитным государством, через которое проходили бы основные газотранспортные магистрали, и тем самым имела рычаги давления на Европу. Теперь эти планы разрушены.
Однако после остановки крупного российского проекта туркам можно попробовать договориться с Азербайджаном, чтобы в перспективе обеспечить хотя бы внутренние потребности в углеводородах, которые, как ожидается, будут расти. Если и Азербайджан не сможет поставлять энергоносители в должном объеме, то туркам будет тяжело, ведь на один Иран рассчитывать нельзя.
— С Ираном у Турции стало все совсем сложно после того, как в конфликте Эр-Рияда и Тегерана Турция встала на сторону Саудовской Аравии. Помимо энергоносителей, чего будет Эрдоган добиваться в Баку?
— Сирийский вопрос здесь очень важен, ибо на сирийском треке Турция активно участвует. Конечно, турецкому лидеру хотелось бы видеть позицию Баку не проевропейской, а скорее, ближе к позиции салафитских государств – Саудовской Аравии и Катара. Тем более Турция – это тоже мусульманское государство, хотя она безуспешно пытается примкнуть к Евросоюзу.
Турция связана с террористами Исламского государства и других радикальных группировок, которые теневым способом поставляют нефть и нефтепродукты с территории Ирака и Сирии на турецкий рынок. Уже и наше профильное ведомство доказало это, в прошлом году предоставив наглядные снимки со спутника.
Запад может сколько угодно говорить, что это не так, но мы основываемся на конкретных доказательствах. Как представляется, Турция будет выступать антагонистом европейцам, пытаясь склонить Баку на свою сторону и на сторону монархий Залива.
— Т.е. склонить Баку на вступление в коалицию, которую создала Саудовская Аравия? Эр-Рияд, кстати, высылал Азербайджану приглашение, но согласия пока не получил.
— Это один из механизмов.
Баку предстоит выбрать между Москвой и Анкарой. Во второй половине февраля президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган намерен посетить Аз...
— Александра Невина (@Newina_AL) 4 февраля 2016
— Возможно, что Эрдоган будет как-то шантажировать Алиева, раз у него такие тесные связи с Исламским государством, боевики которого фактически проникают на территорию Азербайджана и вербуют там людей?
— Это исключено. Азербайджан – это не Черногория. Шантажировать Алиева себе дороже. Если вдруг Азербайджан активнее пойдет навстречу Кремлю или Европе, то тогда Эрдоган останется у разбитого корыта и будет кусать локти. Он уже с Россией рассорился в пух и прах и с европейцами никогда не дружил.
Несмотря на то, что ЕС – основной торговый партнер Турции, политические отношения между сторонами всегда были сложными. Я думаю, что глава Турции будет «умасливать» азербайджанского коллегу.
— Тем не менее Азербайджан вряд ли как-то активно вмешается в сирийский кризис, не станет вводить войска...
— Да, это маловероятный сценарий. Даже не маловероятный, а фантасмагоричный. У Азербайджана нет денег на то, чтобы вводить войска в Сирию.
— А чья позиция в сирийском кризисе Баку ближе: Москвы и Тегерана или Турции, Саудовской Аравии и Запада?
— Больше крен в сторону европейцев и Турции.
— А чем Асад помешал Азербайджану?
— Тут работает такой принцип: для Азербайджана поссориться с Европой и Турцией более опасно, чем дружить с Москвой в нынешней ситуации. Судя по западной риторике, Россию, за короткое время добивающуюся неплохих успехов в Сирии, в США и Европе все еще недооценивают. Ничего страшного. Нам следует продолжать эффективно делать то, что делаем – уважение приходит со временем.
Если мы сейчас, например, позволим Украине одержать верх в «газовой войне» и сбавим обороты в Сирии, тогда Россию действительно всерьез никто из держав не воспримет. Если же, напротив, продолжим гнуть свою линию, тогда у всех наших визави риторика поменяется. Тот же Азербайджан начнет более активно с нами сотрудничать и принимать во внимание позицию Москвы.
Эльдар Касаев. Фото: facebook.com
— А сейчас Азербайджан не уважает Россию? Не считается с ее мнением?
— На мой взгляд, сейчас не тот уровень уважения к России, которого она достойна, и у Азербайджана, и у многих других игроков.
Вот Белоруссия недавно перестала поставлять нам бензин, который производит из нашей же нефти. Причина: в Европе платят больше, поэтому поставки идут туда. А как же обязательства перед нашей страной?
Если уже Белоруссия позволяет себе такие «выкрутасы», то что говорить об Азербайджане, который по ментальности другой, более строптивый и неуступчивый.
Ну, и по своему политическому весу, по уровню экономического развития АР впереди Белоруссии. Как следствие, Баку имеет большую площадь для маневра и для того, чтобы высказать свое недовольство Москве.
— Москва примет какие-то превентивные меры перед визитом Эрдогана в Азербайджан? Может быть, будет какой-то негласный звонок Путина Алиеву или какие-то официальные заявления? Иначе говоря, Кремль отправит Баку месседж?
— Я даже не сомневаюсь, что кулуарно какие-то действия будут предприняты, хотя это сложно опровергнуть или подтвердить. На официальном уровне все же не ожидаю каких-то серьезных укорительных или предупреждающих заявлений со стороны Москвы.
Россия ведет себя самодостаточно, и игроки, которые принимают участие в решении сирийской проблемы и не могут определиться со своей позицией, политической и экономической, сами должны принимать решения и просчитывать возможные последствия своих действий.
Чтобы не попасть впросак, государствам надлежит эффективно реагировать на острые вызовы, находя на них своевременные и взвешенные ответы. Надеюсь, Баку продемонстрирует именно такую стратегию.
1 Распечатать