20 сентября
27 марта 2017 2841 0

Ставрополье без «Жилища»

Почему второй год подряд молодые семьи на Ставрополье не могут получить гарантированное государством жилье?

usahlkaro Антон Чаблин политолог, журналист

Ситуация с жильем для молодых семей на Ставрополье – критическая. Неслучайно за последние полгода ее уже дважды заслушивали на заседаниях Общественного совета при Минстрое края. Почему власти края не могут взять на себя обязанность, гарантированную ФЦП «Жилище», разбирался КАВПОЛИТ.

Госпрограмму «заморозил» губернатор

КАВПОЛИТ вынужденно возвращается к проблеме, которая напрямую касается нескольких тысяч жителей Ставропольского края, – речь о государственной программе по обеспечению жильем молодых семей. В крае она фактически прекратила действовать еще в прошлом году.

Нуждающиеся семьи получают деньги на покупку жилья (причем 30% его стоимости должны заплатить самостоятельно) из трех источников – федерального, краевого и местного бюджетов. Если из какого-либо бюджета части суммы не поступит, то и программа действовать не будет.

За 2016 год было освоено 6 млн рублей, удалось улучшить свои жилищные условия 14 ставропольским молодым семьям 
И вот еще в прошлом году губернатор Владимир Владимиров принял волевое решение: денег на обеспечение молодых семей из краевого бюджета не выделять. Мотивировал он это результатами проверки, которая была проведена Минфином края: вскрылись многочисленные факты нарушения правил и условий предоставления субсидий на обеспечение жильем молодых семей.
Распределением субсидий между муниципалитетами (они и формируют списки очередников) занимается Минстрой Ставрополья. И после «заморозки» госпрограммы на министерство обрушился шквал жалоб от молодых семей, которых губернатор лишил возможности купить жилье. Скажем, еще в 2015 году из краевого бюджета выделили на жилищные сертификаты 59 млн рублей, столько же добавила Москва.
На жилье для молодых семей в 2017 году решено выделить… 7 млн рублей. Понятное дело, что это капля в море

А в прошлом году лишь после многочисленных жалоб от молодых семей губернатор дал поручение «разморозить» часть средств – 28,6 млн рублей. В том числе 20,3 миллиона, которые уже были заложены в проект краевого бюджета, плюс 8,3 миллиона – это прошлогодние остатки, не распределенные между муниципалитетами (либо вовремя не использованные ими).

Реально же за прошлый год было освоено 6 млн рублей, удалось улучшить свои жилищные условия 14 ставропольским молодым семьям (против 410 семей годом ранее). 

Так будет ли решен «квартирный» вопрос?

Ситуация с жильем для молодых семей на Ставрополье – критическая. Неслучайно ее уже дважды заслушивали на заседаниях Общественного совета при Минстрое края (членом совета является и автор этих строк).
Жалобы писали в основном те, кому вот-вот исполнится 35 лет, ведь по достижении этого возраста из очереди на жилье вычеркивают

Как рассказала начальник отдела экономического анализа Надежда Смагина, в нынешнем году на жилье для молодых семей решено выделить… 7 млн рублей. Понятное дело, что это капля в море. Да и это эту сумму удалось изыскать опять-таки после многочисленных жалоб. Писали их в основном те, кому вот-вот исполнится 35 лет – а это предельный возраст, после чего человека вычеркивают из очереди.

Кстати, сегодня в крае в пресловутой очереди, говорит Смагина, состоит более четырех тысяч молодых семей. Среди них 173 – это те самые семьи, где родителям скоро исполнится 35 лет. И только для того, чтобы обеспечить их жильем (а это, понятно, первоочередная задача для министерства) необходимо более 80 млн рублей.

Кроме того, по словам министра строительства Игоря Васильева, среди этих 173 молодых семей 28 – многодетные. Но и для их обеспечения жильем не хватит тех самых семи миллионов, которые выделили из бюджета. По словам Надежды Смагиной, они позволят решить «квартирный» вопрос не более чем для десятка семей.

В очереди есть и семьи, которые встали на учет… еще в 2006 году, когда программа только заработала

А значит, снова будут жалобы, прогнозирует Игорь Васильев. Кроме того, не стоит забывать, что в очереди есть и семьи, которые встали на учет… еще в 2006 году, когда эта программа только заработала. Есть и несколько семей, в которых четверо детей. Так кому деньги давать в первую очередь?

«Хождение по мукам» длиною в десять лет

Участвовал в госпрограмме по получению жилья и известный общественный активист, координатор Центра гражданских инициатив Северного Кавказа Валерий Ледовской. Он поделился с корреспондентом КАВПОЛИТ историей своего «хождения по мукам», которое продолжается уже почти десять лет.

– Встали на очередь мы в 2008 году. Собирали документы, помню, несколько месяцев, потратились. На семью из трех человек тогда выдавали в Ставрополе жилищные сертификаты, насколько я помню, на 347 тысяч рублей.

Сотрудницу жилищного управления отстранили от работы за взятку в 15 тыс. рублей. Но взятки были выше: половина от сертификата наличкой

В 2010 году мы взяли ипотечный кредит. Тогда так по правилам делать было можно. Потом было постановление правительства РФ о том, что правила изменились: если кто-то в очереди и взял кредит, то снять таких с очереди. Народ возмутился, и право стоять в очереди для таких участников программы сохранили.

Известно, что была при продвижении очереди коррупционная составляющая. Даже одну из сотрудниц жилищного управления (судя по публикациям в СМИ) отстранили от работы за взятку в 15 тыс. рублей. Но, по моим данным. взятки были выше: половина денег от сертификата в «живом» виде (то есть наличкой).

– А быстро продвигалась очередь?

– В первые годы – быстро, где-то по сто семей в год. Но тогда было не очень много участников, потому что никто о программе не знал, о ней не информировали. А это тоже проблема. Когда наша семья становилась в очередь, мы были где-то в седьмой сотне, а сейчас примерно на 150-м месте. И это за девять лет!

– То есть сейчас очередь практически остановилась?

– Я задавал этот вопрос по Skype в прямом эфире губернатору Владимирову, когда он проводил встречу на «Своем ТВ». Губернатор сказал, что попробует помочь, но при этом не может повлиять на законы.

Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров. Фото: «Коммерсантъ»

В программе можно участвовать до 35 лет. Мне с женой сейчас по 37 лет. Нас должны были снять с очереди, но пока что почему-то этого не делают. Могу сказать следующее. Если будет официальное решение о снятии нашей семьи с очереди (что послужит причиной – достижение предельного возраста или что-то еще, неважно), я буду этой проблемой заниматься уже как общественный деятель. И буду привлекать других людей в качестве соистцов.

– Отсутствие бюджетных средств чиновники могли хотя бы частично компенсировать своим участием, вниманием к людям, внятными объяснениями…

– Ничего этого не было! Все приходилось выяснять самому, ходить, расспрашивать, узнавать. Часто получается, что приходится самому консультировать других очередников. Например, тех, кто приходит в жилищное управление регистрироваться впервые и вообще не представляет перспектив.
У этой программы практически нет целевой аудитории. То есть она попросту не работает и используется только для риторики власти в СМИ

Более того, я обязан каждый год ходить и подтверждать очередь. На справке о принятии в программу каждый год пишут номер очереди и расписываются. Прием в течение трех часов по понедельникам, в рабочее время. Плюс я сам обязан актуализировать данные в пакете документов, который лежит в жилищном управлении.

Кстати, эта госпрограмма была использована «Единой Россией» и президентом в своих предвыборных лозунгах. Но по факту текущие условия таковы, что у этой программы практически нет целевой аудитории. То есть она попросту не работает и используется только для риторики власти в СМИ. -1 Распечатать

Наверх
добавка E942