25 февраля 2017 5450 1
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

Страсти по «Тракторному маршу»

Кто и зачем пытается внести смуту в фермерское движение Юга России
Фото: www.yuga.ru
Фото: www.yuga.ru

usahlkaro Антон Чаблин политолог, журналист

Предстоящий 28 марта «Тракторный марш», похоже, уже сейчас рассорил фермеров Кубани и Ставрополья. Краснодарские активисты изначально заняли максимально непримиримую позицию: они требуют внести радикальные изменения в федеральный закон №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которые позволили бы умерить аппетиты крупных агрохолдингов. На Ставрополье же фермеры имеют более локальную задачу – отменить принятый в ноябре «Закон жирных котов», который делает почти невозможным выдел земельных долей.

АККОР сидит на двух стульях?

Первый «Тракторный марш», напомним, прошел в прошлом августе – тогда из станицы Казанской стартовали четыре десятка фермеров, которые хотели доехать до Москвы и добиться встречи с Путиным. Обещали рассказать ему о произволе крупных агрохолдингов, навязывающих свои порядки в южных аграрных регионах.

Присоединились к фермерам и активисты «Объединения перевозчиков России» (независимый профсоюз дальнобойщиков).

Участники «Тракторного марша», однако, так и не доехали дальше границы Ростовской области, где их задержали за несанкционированную акцию. И сразу же родилась идея провести второй подобный марш, но более масштабный.

Поддержать фермеров намерены дальнобойщики, протестующие против системы «Платон», и даже кубанские казаки

Дата – 28 марта. Официально о ней было объявлено еще в декабре на внеочередном съезде фермеров и владельцев земельных долей Юга России, который прошел в Ставрополе. Съезд организовало ставропольское отделение Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств (АККОР).

Было объявлено, что в новом «Тракторном марше» примут участие аграрии из Кубани, Ставрополья, Дона, а также из Тульской и Воронежской областей. Поддержать фермеров намерены дальнобойщики, протестующие против системы «Платон», и даже кубанские казаки из Екатеринодарского казачьего отдела.

На минувшей неделе АККОР в Москве провел уже всероссийский съезд, куда приехали делегаты со всей страны. В том числе и из Краснодарского края, которые объединились в неформальное движение «Вежливые фермеры» во главе с Алексеем Волченко.


Алексей Волченко. Фото: Радио «Свобода»

Они намеревались с высокой трибуны озвучить планы по проведению «Тракторного марша», пригласив на него фермеров со всей страны.  Кроме того, активисты «Вежливых фермеров» подготовили несколько предложений к федеральному закону №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которые позволили бы умерить аппетиты крупных агрохолдингов.

Во-первых, ограничить максимальный размер общей площади сельхозугодий, которые могут находиться в собственности или аренде одного гражданина или одного юридического лица (не более 20 тысяч гектаров).

Во-вторых, ввести «ценз оседлости» для глав крестьянского хозяйства и собственников сельхозпреприятий, занимающихся растениеводством: они должны постоянно проживать в границах территорий муниципального образования, на котором расположены данные сельхозугодия.
Число фермерских хозяйств в России за последние десять лет сократилось на две трети

В-третьих, ввести ограничения для размера арендной платы за сельхозугодия, находящиеся в муниципальной или государственной собственности: она не должна быть меньше, чем арендная плата за земельные доли, находящиеся в коллективно-долевой собственности у пайщиков.

Однако членов «Вежливых фермеров» на съезд АККОР попросту не пустили. Тревожный звоночек о том, что началось размежевание фермерского движения на «правильное» и «неправильное». Возможно, это объясняется тем, что председатель АККОР – Владимир Плотников,  действующий депутат Госдумы от «Единой России» по Волгоградской области.


Владимир Плотников. Фото: www.newsko.ru

Разумеется, депутат-единоросс не заинтересован в том, чтобы подогревать протестные настроения. Неслучайно в докладе Плотникова на фермерском съезде (на котором, к слову присутствовал министр сельского хозяйства Александр Ткачев) ни слова не прозвучало ни про «Тракторный марш», ни про иные протесты южных аграриев.

Не упомянул Плотников и о печальных результатах Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года, по результатам которой число фермерских хозяйств в России за последние десять лет сократилось на две трети.

Соцсети как плацдарм

22 февраля в Минеральных Водах члены «Вежливых фермеров» и «Объединения перевозчиков России» должны были провести пресс-конференцию о подготовке к предстоящему «Тракторному маршу». Информация об этом стала распространяться по соцсетям, автору этих строк приглашение поступило лично от Алексея Волченко.

Предстоящий «Тракторный марш» уже стал разменной монетой в политических играх внутри расколовшегося фермерского движения

Удивило, правда, что на встречу с журналистами на Ставрополье должны были приехать краснодарские активисты. Но еще более поразило, что накануне пресс-конференции, вечером 21 февраля, атаман Кавказской казачьей линии Сергей Попов стал массово распространять в соцсетях предостережение – не ходите, мол, на брифинг краснодарских активистов.

«Целью распространяемой информации является попытка перехвата работы фермерского движения Ставропольского края некими политическим силами для реализации своих политических идей. Эта провокационная информация и мероприятие могут быть использованы аппаратом губернатора Ставропольского края и краевой думы для дискредитации фермерского движения края», – пишет Сергей Попов.

Неясно, правда, какое отношение губернатор Ставрополья имеет к «Вежливым фермерам» Кубани. Зато понятно, что предстоящий «Тракторный марш» уже стал разменной монетой в политических играх внутри расколовшегося фермерского движения.

В общем, обещанная пресс-конференция 22 февраля в Минводах все-таки не состоялась. Накануне «Вежливых фермеров, которые намеревались выехать с Кубани на Ставрополье, блокировали по домам сотрудники спецслужб. По крайней мере, такую версию изложил журналистам Алексей Волченко. 

«Вежливых фермеров», которые намеревались выехать с Кубани на Ставрополье, блокировали по домам сотрудники спецслужб

Это ли не лишнее доказательство того, что пресс-конференция в Минводах – никакая не «провокация», как пытались представить в соцсетях. Со всей серьезностью отнеслись к ней не только краснодарские силовики, но и ставропольские чиновники.

«Вежливые фермеры» должны были встречаться с журналистами в среду в 11:00, а накануне в СМИ Ставрополья из Белого дома разослали приглашение на заседание рабочей группы по земельным спорам, которое должно было пройти в 8 утра в Минсельхозе края.

Чем не попытка «погасить волну»? Тем более, что на заседание были приглашены активисты краевого отделения АККОР (которые и так не планировали быть в Минводах). Главная тема для обсуждения – это принятый в ноябре прошлого года «Закон жирных котов», которым повышается минимальный размер выдела земельного участка из массива в коллективно-долевой собственности. С нынешних 30 до 2500 гектаров.

Именно этот закон и вызывает горячие протесты среди ставропольских фермеров. И, похоже, именно из-за этого закона и произошло размежевание между «аграрными» активистами Ставрополья и Кубани. Для первых основная задача сегодня – отмена «Закона жирных котов», а для вторых самоцель – проведение «Тракторного марша».

«Просто по беспределу выгоняют людей»

Это цитата из выступления губернатора Владимира Владимирова на заседании рабочей группы по земельным спорам, которая заседала в Минсельхозе Ставрополья. Фермерам, которых на встречу приехало несколько десятков со всего края, он объяснял, что «Закон жирных котов» – это попытка защитить интересы простых землевладельцев в борьбе с агрохолдингами. А не наоборот, как якобы и понимают сами фермеры.

Вряд ли сам губернатор не понимает сути подписанного им закона – скорее он просто пытается доказать аграриям, будто черное – это белое. Хотя его доводы легко опровергаются сухими цифрами «земельной» статистики. И привел их на заседании не какой-то оппозиционер, а чиновник – начальник отдела по обороту земель сельскохозяйственного назначения Минсельхоза Ставрополья Владимир Болвачев.


Владимир Болвачев. Фото: mshsk.ru

По его словам, сегодня в крае 11,3 тысячи земельных участков находятся в коллективно-долевой собственности, причем лишь 320 имеют площадь более 2500 гектаров (то есть их пайщики, согласно «Закону жирных котов», могут воспользоваться правом выдела своих долей). Их общая площадь – 3,4 млн гектаров. При этом оставшиеся участки (общей площадью 1,5 млн гектаров) имеют площадь менее 2500 гектаров каждый, а значит, и их пайщики лишены права сменить арендатора.

По словам Болвачева, за месяц в краевую рабочую группу по земельным спорам поступило более 35 обращений, которые касаются именно выдела паев. В то же время, по данным районных управлений сельского хозяйства, проблемы потенциально могут возникнуть как минимум у 1100 землевладельцев (среди них более 200 фермерских хозяйств). «Спорными» после принятия закона, делающего почти невозможным выдел участков, стали более 100 тысяч гектаров, на которые оформлены более 150 договоров аренды. 

За месяц в краевую рабочую группу по земельным спорам поступило более 35 обращений, которые касаются именно выдела паев

Наибольшее количество пайщиков, у которых возникли проблемы (то есть они хотят сменить арендатора, но не набирают достаточное, в соответствие с «Законом жирных котов», количество земли в 2500 гектаров) – в Туркменском и Курском районах. Здесь таких людей, соответственно, более 250 и более 200. Чуть меньше – в Андроповском, Арзгирском и Петровском районах. И это количество будет увеличиваться, ведь еще не во всех хозяйствах подошел срок переоформления договоров аренды. 

Прокуратура указывает на то, что этот закон дискриминирует мелких собственников, зато играет на руку крупным агрохолдингам

«Они только хапают, хапают и хапают!»

Прокуратура Ставропольского края еще в конце прошлого года обратилась с административным иском к губернатору и думе, требуя отменить «Закон жирных котов». Прокуратура указывает на то, что этот закон дискриминирует мелких собственников, зато играет на руку крупным агрохолдингам.

На Ставрополье земли скупают крупные «инвесторы» из других регионов, которые затем ничего не вкладывают в развитие хозяйств, лишь выкачивая из них деньги

Об этом же говорил на совещании и депутат краевой думы Владимир Трухачев. По его словам, сегодня на Ставрополье земли массово скупают крупные «инвесторы» из других регионов – Дагестана, Чечни, Кабардино-Балкарии, которые затем почти ничего не вкладывают в развитие хозяйств, лишь выкачивая из них деньги.

В качестве примера он привел Аслана Каракотова (группа «Северо-Кавказский агрохим»), к которого, по словам Трухачева, в крае уже 16 хозяйств, и Магомеда Каитова («МРСК Северного Кавказа»), купившего пока лишь три хозяйства.

«Да, Каракотов и Каитов сегодня не наш человек, они не хотят работать на Ставропольский край и на нашего крестьянина. Это отвратительно и плохо!», – эмоционально заявил Трухачев.

Раскритиковал он и местных латифундистов. Так, агрофирма «Золотая нива» (входит в группу «Агрико», принадлежащую нидерландской фирме Martinico Beheer), по словам депутата, «только хапает, хапает и хапает».

Он заявил, что в селе Кугульта (Грачевский район) «Золотая нива» создала в своем дочернем предприятии всего 69 рабочих мест (на сайте компании говорится о 140 работниках). Остальные же жители в отсутствие работы либо уезжают, либо пьянствуют. Трухачев знает, о чем говорит: он возглавлял Кугультинский маслосырзавод и управление сельского хозяйства в Грачевском районе. И, по его словам, в те годы в Кугульте на сельхозпроизводстве было занято более двух тысяч человек.


Владимир Трухачев. Фото: dumask.ru

Критиковал депутат и группу компаний «Энергомера» Владимира Полякова, у которой также есть развитый агробизнес. И привел в пример также село Константиновское из своего избирательного округа, где в 2008 года градообразующее сельхозпредприятие «Хлебороб» вошло в состав агрохолдинга.

«Поляков должен активнее поработать. Чтобы я не бежал после встречи с земляками в фельдшерско-акушерский пункт, в который нельзя зайти. И дверь там не открывается, и отопления там нет!», – заявил Владимир Трухачев.

Кому же под силу умерить аппетиты аграрным монополистов? Конечно, только губернатору. Но, увы, он играет на их поле. После крайне эмоционального выступления Владимира Трухачева глава края дал слово нескольким фермерам, приехавшим из разных районов. И говорили они о том же самом, о чем и опытный депутат – о прессинге со стороны агрохолдингов.

Послушав с полдюжины коротких выступлений, Владимиров вдруг заявил: «Мы все выбираем выражения, а выражения уже не надо подбирать. Давайте уже закончим с камерами и поговорим откровенно».

После чего журналистов из зала заседаний Минсельхоза выгнали.  0 Распечатать

Наверх